Татьяна Сороколетова
Конспект занятия по речевому развитию «Экскурсия в зоопарк» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
по речевому развитию на тему «Экскурсия в зоопарк»
для детей старшего дошкольного возраста
Сороколетовой Т. В.
Воспитатель подг. гр. № 1
Цель :
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Экскурсия в зоопарк“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зоопарк. Занятия и игры на тему зоопарка
- Зоопарк. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Формирование правильного звукопроизношения.
Задачи:
Обучающие:
- формировать связную грамматически правильную речь;
- развивать зрительную и слуховую память и мышление;
- развивать умение отгадывать и загадывать загадки;
Развивающие :
- закреплять полученные знания по теме «Дикие животные»;
- закреплять звуко-буквенный анализ и синтез;
- закреплять умение послогового чтения;
Воспитывающие:
- воспитывать умение слушать товарищей, уважительно относиться к природе, любви к животным.
Предварительная работа
Беседы о животных, просмотр презентаций, дидактические игры, схемы для звуко-буквенного анализа и синтеза, рассматривание и составление описательных рассказов о временах года, заучивание пословиц.
Методы и приемы
Игровой, наглядный, практический, словесный; дидактическая игра, вопросы к детям, использование художественной литературы.
Оборудование
текст телеграммы, картинки с изображением животных, схемы предлогов, наборы для анализа предложений, полумаски животных, картинки с изображением времён года, тексты пословиц, конверты с буквами, фотографии животных.
Структура НОД
1. Вводная часть – 5 минут
- введение в тему
2. Основная часть – 20 минут
- Словесная игра «Угадай, где живет»
- Дидактическая игра «Исправь ошибки»
- разгадывание загадок
- Дидактическая игра «Кого не стало?»
- разбор предложения
- физминутка
- пересказ рассказа «Слон»
- рассказы детей о временах года
3. Заключительная часть – 5 минут
- пословицы о дружбе
- подведение итога
Ход НОД
1. Организационный момент.
Воспитатель: Сядет тот, чьё имя начинается на звук К….Б…А…Р…М…В…Я.
Дети садятся.
2. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, нам пришла телеграмма. Давайте её прочитаем.
«В зоопарке беда! Ветер открыл двери клеток. Животные разбежались. Ветер сорвал таблички с клеток. Помогите навести порядок. Директор зоопарка.»
Воспитатель: Работники зоопарка просят нас о помощи, поможем им?
Дети: Поможем.
3. Закрепление речевого материала.
Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, названия животных и где они живут (показ картинок).
Дети: Лев живёт в жаркой Африке.
Белый медведь живёт в Арктике.
Зебра живёт в Африканской саване.
Тюлень живёт в Арктике.
Слон живёт в Африке.
Северный олень живёт в Тундре.
Обезьяна живёт в Африке.
Воспитатель: Молодцы! Все эти животные находятся в зоопарке. А зоопарк тот не простой, а волшебный. Чтобы перемещаться по нему, достаточно определить волшебные слова. Но так как в зоопарке был сильный ветер, все звуки перепутались. Нам нужно всё восстановить.
Я не знаю как случилось,
Только звук тот заблудился.
Забежал в другой он дом
И хозяйничает в нём.
Воспитатель: Послушайте внимательно и исправьте ошибки.
Щиплет травушку коса,
Косит травушку коза.
Дети: Перепутались звуки С и З.
Воспитатель: Положили в плошку каску,
Надевал пожарный кашку (С и Ш).
Зреет на кустах Марина,
Соберёт её малина (Р и Л).
Вот тележка. Это дачка.
Дом в саду зовётся тачка (Д и Т).
Воспитатель: Молодцы! Все звуки у нас теперь на своих местах. И мы можем продолжить путешествие по зоопарку. Вспомните загадки о животных.
Дети: Живёт во льдах он северных,
Ласты вместо ног.
Питается он рыбою
И бьёт хвостом об лёд (тюлень).
В природе все его боятся,
Ведь он царём зверей слывёт,
Но вам не может повстречаться,
Он только в Африке живёт (лев).
Крупный зверь, хищный зверь,
Белый зверь, сильный зверь (белый медведь).
Он ходит голову задрав,
Не потому что важный граф,
Не потому что гордый нрав,
А потому что он (жираф).
Рога носить ему не лень,
Потому что он (олень).
Разрисована лошадка,
Словно школьная тетрадка (зебра).
Любопытных полон дом,
Пришёл на праздник в гости (слон).
Воспитатель: Молодцы! Вспомните, какие отгадки прозвучали. (Дети называют, воспитатель выставляет картинки с изображением животных).
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Кого не стало?». (Дети закрывают глаза, воспитатель убирает по одной картинке).
Дети: Нет зебры. Нет льва. Нет тюленя. И т. д.
Воспитатель: Давайте поможем животным вспомнить о своих друзьях. Вам необходимо придумать предложения. Чтобы вам было легче, я поставлю схемы предлогов и картинки с изображением животных.
Дети: Белый медведь вышел из-за льдины.
Тюлень уплыл под лёд за рыбой.
Олень живёт в тундре.
Жираф возвышается над саванной.
Лев перепрыгнул через ручей.
Зебра бежит перед слоном.
Обезьяна повисла на ветке.
Воспитатель: Вспомните, какое животное я не назвала?
Дети: Вы не назвали слона.
Воспитатель: Назовите детёнышей слона.
Дети: У слона слонята.
Воспитатель: Давайте разберём это предложение. Сколько слов в предложении?
Дети: Три слова.
Воспитатель: Назовите первое слово, второе, третье. Назовите предлог, маленькое слово.
Дети: У.
Воспитатель: Выложите схему предложения.
Воспитатель: Почему первое слово так обозначили?
Дети: Потому что оно пишется с большой буквы.
Воспитатель: Что поставили в конце предложения?
Дети: Точку.
Воспитатель: Как пишутся все слова в предложении?
Дети: Отдельно.
4. Физминутка.
Воспитатель: Игра «Чудесные превращения». Давайте покажем, как мы умеем превращаться в разных зверей.
Дилы-дилы-дилы появились (крокодилы).
Моты-моты-моты появились (бегемоты).
Афы-афы-афы жуют листики (жирафы).
Ны-ны-ны водой брызгают (слоны).
Яны-яны-яны по веткам скачут (обезьяны).
5. Развитие навыков связной речи.
Воспитатель: Вчера мы с вами читали небольшой рассказ. Вспомните, как он называется?
Дети: Рассказ называется «Слон».
Воспитатель: Нашим гостям очень хочется послушать этот рассказ. Кто хочет начать пересказ?
Дети: Слон – это животное жарких стран. Слон очень большой. У него есть туловище, четыре ноги, голова, хобот, большие уши и маленький хвостик. Слон перевозит тяжёлые грузы и выступает в цирке.
Воспитатель: Молодцы! У вас отличная память. Ребята, животные жарких стран никогда не видели зимы и осени, а животные холодных стран не знают, что такое весна и лето. Оденьте полумаски. Мы с вами превратились в животных. Посмотрите на своих соседей и назовите их.
Дети: Мой сосед лев.
Мой сосед тюлень.
Моя соседка зебра.
Мой сосед жираф.
Мой сосед северный олень.
Мой сосед белый медведь.
Моя соседка обезьяна.
Мой сосед слон.
Воспитатель: Жираф, расскажи, пожалуйста, о лете.
Дети: Летние месяцы — июнь, июль, август. Стоят жаркие солнечные дни. Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Небо голубое. Часто бывают грозы и ливни. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зелёная. На лугах, полях и в лесах наливаются соком травы и распускаются яркие цветы. В лесах много орехов, ягод, грибов. Звери и птицы заботятся о своих малышах, учат их тому, что умеют сами. Летом люди работают в огороде, косят сено на лугах. Для ребят – это весёлое время. Они купаются, загорают, ловят рыбу, играю в весёлые игры. Лето – чудесная пора!
Воспитатель: Северный олень, расскажи об осени.
Дети: Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь. Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Небо хмурое, пасмурное. Моросят мелкие, холодные дожди. Ветер срывает с деревьев жёлтые, красные, зелёные листья, которые устилают землю пёстрым ковром. Начинается пора листопада. Трава пожелтела, цветы завяли. Исчезают насекомые, улетают на юг перелётные птицы. Звери готовятся к зиме: делают запасы, строят и утепляют норы, меняют летние шубки на зимние. Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые. Осень – золотая пора!
Воспитатель: Белый медведь, расскажи нам о зиме.
Дети: Зимние месяцы – декабрь, январь, февраль. Дни зимой ещё короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за серых тяжёлых туч и греет слабо. Зимой бывают снегопады, метели, морозы. Снег покрывает землю белоснежным, пушистым ковром. Деревья и кусты стоят голые, они погрузились в глубокий сон. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в норах или зарываются в глубокий снег. Реки и озёра покрыты толстым льдом. Дети катаются на коньках, лыжах, санках, строят снежные крепости, лепят снеговиков. Зима – холодное время года!
Воспитатель: Молодец! Слон, расскажи нам о весне.
Дети: Весенние месяцы – март, апрель, май. Весной солнце поднимается всё выше, светит ярче в голубом небе. На деревьях и кустарниках набухли почки и выглядывают первые листочки. В лесах, на полях и лугах раскрываются первые весенние цветы. Просыпаются после зимы насекомые. Первыми прилетают грачи, затем скворцы, жаворонки. Из берлоги выходит медведь и бродит по лесу в поисках пищи. У волчицы, лисицы, зайчихи, ежихи, бельчихи появляются малыши. Звери меняют зимнюю шерсть на летнюю. Весной у людей много работы. В полях готовят почву для посевов. В садах и парках обрезают сухие ветки, сажают деревья, украшают клумбы красивыми цветами. Дети пускают кораблики по ручейкам. Весна – красивое время года!
Воспитатель: Спасибо всем за прекрасные рассказы. Вот мы уже и у клеток животных. Посмотрите, названия животных у клеток рассыпались и нам необходимо их восстановить. Соберите буквы в слова (у каждого ребёнка конверт с буквами). Прочитайте свои слова.
Дети: Тюлень, лев, слон, зебра, жираф, медведь, обезьяна.
6. Итог.
Воспитатель: Вы сегодня работали очень дружно, давайте прочитаем пословицы о дружбе.
Дети: Без друга в жизни туго.
Один за всех, все за одного.
Старый друг лучше новых двух.
Человек без друзей, что дерево без корней.
С другом жить – никогда не тужить.
Дружба и братство дороже богатства.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Воспитатель: Директор зоопарка благодарит вас за помощь и на память дарит фотографии животных и сладкие призы. Занятие окончено.