Галина Шкилевич
Конспект занятия по речевому развитию на основе природоведческого материала «Как узнать зиму» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как узнать зиму».
Цель: Формировать представления детей о взаимодействии живой и неживой природы зимой.
Задачи:
1. Обучающие;
-обобщить знания детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.
-обобщить знания детей об образе жизни и поведении диких животных зимой.
-закреплять умение детей пользоваться моделями при описании животного.
-продолжать формировать систему знаний о птицах: упражнять в различении зимующих и перелетных птиц, приспособление зимующих к погодным условиям.
2. Развивающие:
-развивать у детей умение решать проблемные ситуации.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию на основе природоведческого материала „Как узнать зиму“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-развивать логическое мышление, память, внимание.
-развивать воображение, творческие способности детей, эмоциональную сферу посредством музыкального фильма — на релаксацию.
3. Воспитательные:
-воспитывать бережное, заботливое отношение к лесу, его обитателям.
-подвести детей к пониманию роли человека в жизни птиц и диких животных: животные и птицы нуждаются в нашей помощи.
Методы и приемы: сюрпризный момент (картина зимнего пейзажа с ошибкой, проблемная ситуация, картинки, художественное слово, вопросы поискового характера, модели, поощрение, беседа.
Предварительная работа: наблюдение, знакомство с моделированием, наблюдение за птицами, прилетающими на участок детского сада.
Материал: картина зимнего пейзажа с ошибкой, кукла Старичка — Лесовичка, модель животного, картинки с животными и птицами, модель дерева, кормушка, телевизор, видеомагнитофон, видеозапись.
Ход занятия.
В: Ребята, сегодня утром я встретила знакомого художника и он подарил нам картину. Я предлагаю рассмотреть ее.
В: Ребята, что изображено на картине? Какое время года?
Д: Зима.
В: Почему вы решили, что здесь изображена зима?
Д:Кругом снег, на деревьях нет листьев и т. д.
В: Ребята, всем хороша картина, но что — то мне кажется здесь не так? Что же?
Д: Здесь художник нарисовал грибы. А грибы зимой не растут. Они растут летом.
В: Молодцы, вы очень внимательные. Ребята, а чем отличается зима от осени?
Д: Зимой стало холоднее, всю землю окутал снег. Наступили вьюги, морозы, листьев на деревьях нет.
В: А по каким еще признакам мы можем сказать, что это зима.
Д: Короткие дни, длинные ночи, реки и озера покрылись льдом, замерзли. Зимой бывает вьюга.
В: Правильно. А какими красивыми словами можно сказать про зиму?
Д: Волшебница, кудесница, красавица и т. д.
В: А еще про зиму можно сказать зима — кружевница.
Стук в дверь, приходит Старик — лесовик.
С-Л: Здравствуйте, ребята, в лесу беда! Злой колдун заколдовал в лесу всех птиц и зверей.
В: Ребята, что же нам делать?
Д: Надо помочь.
В: А как мы сможем помочь С-Л?
Д: Надо отправиться в лес.
В: А вы не забоитесь?
С-Л: Молодцы, смелые ребята! Сейчас я скажу волшебные слова и мы окажемся с вами в моем лесу.
«Раз, два, три, четыре, пять в волшебный лес идем гулять».
В: Что это? Какие-то странные картинки на сугробе лежат.
С-Л: Ой, беда, беда что стало с лесными жителями?
В: С-Л, сейчас мы тебе поможем. Ребята, что это за картинки?
Д: Это модели животных.
С-Л: А как вы догадались?
Д: Рассматривают модель. У всех животных есть голова, туловище, мы видим это на модели. У всех животных 4 ноги, есть хвост. Здесь изображены разные хвосты. Есть 2 уха, тело животного покрыто шерстью.
С-Л: спасибо, зверей моих расколдовали — отыскали. (появляются картинки с животными)
В: Какие странные животные? Что с ними?
Д: У них хвостов нет, перепутались.
С-Л: Вы уж и в этом мне помогите. Чей хвост найдите.
Д: Дети прикладывают хвосты к каждому животному.
С-Л: Молодцы. А вы всех моих зверей узнали? А вы знаете, как они к зиме готовились?
Д: Да
В: Показывает картинку зайца.
Д: Заяц сменил серую шерстку на белую, более теплую, и она помогает ему от хищников прятаться в белом снегу.
С-Л: А чем заяц зимой питается?
Д: Веточками и корой деревьев.
С-Л: А где же медведь, почему его здесь нет на картинке?
Д: Потому что медведь зимой спит в берлоге.
С-Л: А почему он спит зимой?
Д: Потому что есть ему нечего. Он осенью накапливает подкожный жир и как только ложится снег, он впадает в спячку. (заглянем к нему в берлогу)
С-Л: Почему колдун заколдовал всех животных, а медведя нет?
Д: Потому что он не видел его в берлоге.
В: А как же готовится к зиме лиса, белка?
Д: Лиса и белка меняют шубки на более теплые. Лиса мышкует и за зайцами охотиться, а белка ищет свои запасы, приготовленные с осени в дуплах, у корней деревьев.
В: С-Л, холодно в лесу, нам холодно, надо согреться.
Физкультминутка
Игра «Приветствие животных»
Ай тили-тили, тили-тили
Мы по утру в лес ходили
Вот нас зайчик повстречал
Как же он нас привечал?
А вот так. (поклон головой, лапкой потирает туловище)
Волк -похлопывает по плечу рукой
Лиса — поглаживает лапкой по плечу
Белка — трутся спинками.
С-Л: Ребята, вы согрелись? Пойдем дальше по лесу. Поищем птиц.
С-Л: Смотрите, колдун и здесь набезобразничал, перепутал всех птиц. Какие здесь птицы.
Д: Перечисляют или называют перелетные или зимующие.
В: Ребята, сможем помочь С-Л расколдовать птиц?
Д: А как же нам это сделать?
В: Зимующих рассадим на кормушку, а перелетных на дерево.
Дети рассаживают птиц.
В: Скажи, Маша, а как называется эта птица? (вопросы по разному уровню сложности, почему ты посадила ее на дерево, объясни С-Л.
С-Л: Ребята, как вы узнали, куда каких птиц рассадить. Почему одних называют зимующими, а других перелетными?
Д: Зимующие остаются на всю зиму здесь в городе и никуда не улетают. А перелетные улетают от нас в теплые страны, потому что им здесь холодно и нечего есть.
В: А тем птицам, которые остаются зимовать, зимующим, нужна ли наша помощь? И как им помочь?
Д: Птицам нужна наша помощь. Мы делаем для зимующих птиц кормушки и кормим их хлебными крошками, семечками, а синичка любит сало.
С-Л: Спасибо, вам ребята, расколдовали моих лесных жителей. И зверей и птиц. Понравилось вам у меня в лесу? Что запомнилось? А сейчас я скажу свои волшебные слова и вы окажетесь в детском саду:
«Раз, два, три, четыре, пять — возвратились в детский сад».
В: Вот мы и в детском саду. А С-Л, чтобы мы не забывали про это путешествие и полюбовались красотой зимы дал нам в подарок видеозапись — давайте посмотрим ее.
Видеозапись и психологическая разгрузка в заключении.