Елена Шолохова
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР «В лес по ягоды, грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
«В лес по ягоды, грибы»
Тема: «Ягоды. Грибы»
Цель: Обобщение знаний по теме «Ягоды, грибы», развитие связной речи дошкольников.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о лесе, лесных ягодах и грибах, правилах поведения в лесу.
2. Обобщить и активизировать словарь дошкольников по темам «Ягоды», «Грибы».
Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ТНР „В лес по ягоды, грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3. Упражнять в образовании и употреблении существительных множественного числа в родительном падеже, в образовании родственных слов, согласовании числительных с существительными, правильном употреблении предложно-падежных форм.
4. Развивать воображение, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, координацию связной речи с движением.
5. Развивать связную речь детей через составление рассказов описаний с опорой самостоятельно составленную схему рассказа.
6. Воспитывать бережное отношение к живой природе, доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности, активности.
Оборудование: аудиозаписи: П. И. Чайковский «Осень», медленная мелодия для дыхательной гимнастики, песенка «Едем на автобусе», 12 карточек с грибами (5 опят, 2 сыроежки, 1 боровик, 6 волнушек, 3 лисички и т. д., картинки ягод (малина, черника, клюква, брусника) и грибов (лисички, подберезовик, опята, боровик, корзинки (по количеству детей, схема рассказа, пиктограммы, магнитные картинки (солнышко, корзинка, машина, девочка с зонтиком, смайлик, кастрюля, банка с грибами)
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята, послушайте внимательно, подумайте и дайте ответ о каком времени года идет речь в этих строках: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья».
Конечно, эти строки об осени, но ребята осень не только красивое время года, но еще и очень щедрое. Почему? Правильно осенью поспевает урожай злаков, овощей и фруктов, ягод и грибов. Урожай злаков колхозники собирают с полей, фрукты и овощи поспевают в садах и на огородах. А ягоды и грибы растут в лесу. Кто-нибудь из вас уже был в лесу? Хорошо! Но я напомню вам еще раз, что в лес дети могут ходить только со взрослыми. Ну а сегодня вы отправитесь в лес со мной. Согласны?
Для начала давайте повторим правила поведения в лесу. (Ответы детей) Конечно, в лесу нельзя кричать, а то все жители лесные разбегутся, нельзя рвать траву, ломать ветки кустов и деревьев, пинать ногами мухоморы, даже если это несъедобные грибы, разрушать муравейники. Ну раз правила поведения вам знакомы мы можем отправляться. Садитесь в автобус и поехали. (Дети двигаются под музыку)
II. Основная часть.
1. Логопед: Вот мы и оказались в лесу. Солнышко светит, а воздух какой! В лесу нужно дышать полной грудью. Давайте подышим.
(Дыхательная гимнастика «Хорошо в лесу»)
Руки к солнцу поднимаю,
И вдыхаю, и вдыхаю.
Теперь, я руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо,
Что сегодня дождик шел! (поднимаем руки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускаем руки, тихо произнося на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
- Вот мы и на лесной поляне.
2. Логопед: Посмотрите вокруг и ответьте на вопрос: Чего в лесу много? Не забывайте отвечать полным предложением. (Д/у «Много») (ответы детей : В лесу много деревьев, кустов, травы, ягод, грибов.)
3. Логопед: Давайте подберем слова-родственники к слову грибы. (Д/у «Собери семейку») Для этого ответьте на мои вопросы:
- Как можно назвать маленький гриб? (грибок)
- А очень большой гриб? (грибище)
- Как можно назвать гриб ласково? (грибочек)
- Как назвать суп из грибов? (грибной, грибовница)
- А как можно назвать человека, который собирает грибы? (грибник) Молодцы!
4. Логопед: Мы на полянке, посмотрим вокруг,
Сколько грибов мы увидели вдруг.
Шляпки грибов, как монетки горят,
От шляпок рябит в глазах у ребят.
Сегодня мы с вами будем грибниками. Отравляемся.
5. (Динамическая пауза)
Мы отправились гулять, грибы-ягоды искать (шаг на месте)
Как прекрасен этот лес, полон разных он чудес (руки в стороны)
Светит солнце в вышине (руки вверх, встать на носочки)
Вот грибок растет на пне (присесть)
Дрозд на дереве сидит (руки вверх, встать на носочки)
Ежик под кустом шуршит (присесть)
Слева ель растет- старушка (повернуть голову влево)
Справа сосенки-подружки (повернуть голову вправо)
Где грибочки вы, ау! Все равно я вас найду!
(приложить руку козырьком, посмотреть вправо-влево)
6. Логопед: Ой! Ребята! А куда мы будем складывать грибы? Что нужно взять? (корзинки) Конечно, берите корзинки и собирайте грибы. (Д/у «Сколько?»)
Перед детьми карточки с грибами : 5 рыжиков, 1 боровик, 2 подберезовика, 6 волнушек, 3 сыроежки, 7 опят и т. д.
- Расскажи Сережа сколько каких грибов ты собрал? (Я собрал три сыроежки и пять рыжиков и т. д.) А ты Никита?
7. Логопед: А теперь посмотрим, какие грибы у меня в корзинке. Будьте внимательны, запомните и повторите, какие грибы собрала я.
- А еще у меня в корзинке есть ягоды. Какие?
(Д/у на внимание «Запомни, повтори»)
- Что можно приготовить из того, что мы принесли? (суп, компот, варенье, джем, морс) Что вы больше любите?
- Корзинки наши наполнены, мы можем отправляться обратно в детский сад.
8. Логопед: Вот мы и в детском саду, и я вам предлагаю вспомнить нашу прогулку в лес. Я начинаю, а вы должны выбрать нужный картинку-символ и закончить предложение. (Д/у «Закончи предложение»)
- Наступила золотая …. (осень)
- Осенью хорошо ходить в лес за …. (грибами)
- Грибы складывают в … (корзинки)
- Что бы не испортить грибницу, грибы аккуратно срезают … (ножом)
- Дружных опят можно найти на …. (пеньках)
- Рыжие лисички спрятались под (елкой)
- Из грибов можно приготовить …. (грибной суп)
9. Логопед: Посмотрите, у нас получилась целая история. А если эту историю записать, то получится… (рассказ) Как думаете, кто сочиняет истории, рассказы? Конечно писатели. Давайте и мы побудем сегодня писателями и придумаем рассказ о том, как мы ходили в лес за грибами.
Писатель знает, что любой рассказ состоит из трех частей. Напомните мне, как называются эти части? Да, это начало, середина и конец. (Детям предлагается схема рассказа, на которой они сами определяют содержание).
- О чем можно рассказать в начале? Вспомните нашу прогулку в лес. Правильно, мы можем рассказать о погоде (модель-солнышко, когда и с кем пошли в лес (модель-человечки, что взяли (корзинки, на чем отправились (машина). Все эти модели мы располагаем в первой части схемы.
- О чем расскажем в середине? Да, расскажем о том, где и какие грибы нашли. (В средней части схемы располагается сюжетная картинка)
- Что будет в конце нашего рассказа? Мы можем рассказать о том, понравился или нет наш поход в лес и о том, что можно приготовить из грибов и ягод. Эти модели помещаем в третьей части схемы.
А теперь вы можете самостоятельно составить небольшой рассказ о том, как вы были грибниками. Сегодня мы будем выбирать писателя, у которого будет самое интересное начало.
III. Заключительный этап.
Логопед: Ребята, из вас могут получиться настоящие писатели. Осталось еще немного потренироваться. У вас получились неплохие рассказы. Но нам нужно выбрать писателя, у которого самое интересное начало. Как вы думаете кто это? Почему тебе понравилось именно это начало рассказа? В следующий раз, когда отправимся еще куда-нибудь мы об этом обязательно расскажем. Возможно, как настоящие писатели выпустим книгу.