Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада «Сказка на новый лад»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи и творческого воображения; формирование у детей навыков составления сказочного текста на основе знакомого произведения.
Задачи:
1. Показать возможности развития сюжета сказки при некотором его изменении (посредством изменения некоторых черт внешности или характера главного героя, введения новых героев, волшебных предметов).
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
2. Закреплять знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец).
3. Побуждать детей использовать в своих сочинениях различные зачины из сказок.
4. Учить детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов.
5. Учить детей озаглавливать сказку.
Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Красная Шапочка»; предметные картинки (девочка, бабушка, лес, цветы, волк); портрет писателя, автора сказки Шарля Перро; картинки с изображением волшебных атрибутов из сказок (волшебная палочка, шапка-невидимка, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, метла, ступа); карандаши, листы бумаги.
Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.
Ход занятия
I. Организационный момент
Педагог: «Сегодня у нас будет необычное занятие! Сегодня мы будем учиться сочинять сказку, но не обычную, а сказку на новый лад. Вы слышали о таких сказках? (индивидуальные ответы детей)».
II. Основная часть
Педагог: «Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно и тогда получается немного другая сказка!».
Педагог: «Сегодня мы будем переделывать на новый лад всем известную авторскую сказку. А какую, вы узнаете, отгадав загадку: я назову слова, а вы отгадаете, к какой сказке они относятся:
Слова: девочка, лес, цветы, бабушка, волк (педагог помещает картинки из сказки на доску).
Педагог: «Молодцы, ребята! Догадались! Это сказка «Красная Шапочка». Кто написал эту сказку? (ответы детей) Сказку «Красная Шапочка» написал Шарль Перро (показ его портрета). Сегодня мы будем изменять сказку «Красная Шапочка», а как вы сейчас узнаете!».
1. Беседа (педагог задаёт вопросы, в ходе которых дети вспоминают сюжет сказки, определяют наличие структурных компонентов текста)
Педагог: «Сначала мы должны вкратце вспомнить содержание этой сказки».
1. Кто ответит на такой вопрос: Почему Шарль Перро назвал свою сказку «Красная Шапочка»? (педагог даёт образец начала ответа на поставленный вопрос: «Шарль Перро назвал так свою сказку потому, что … в ней главный герой Красная Шапочка»).
2. Почему все вокруг девочку называли Красной Шапочкой? («Девочку называли Красной Шапочкой потому, что она всегда и везде была в шапке красного цвета»).
3. Кто подарил девочке красную шапочку? («Девочке красную шапочку подарила бабушка»).
4. Кто в этой сказке является положительным героем, а кто отрицательным? (индивидуальные ответы детей).
5. Скажите мне, есть ли в этом произведении части? Какие? («В сказке «Красная Шапочка» есть три части: начало, середина, конец»).
6. Чем начинается эта сказка, напомните мне? («Сказка начинается описанием девочки, которую звали Красная Шапочка. Её так звали потому, что она всегда носила красную шапочку. Мама этой девочки испекла пирожки и отправила дочь к бабушке»).
7. Что происходит в середине рассказа? («Девочка встречает в лесу злого волка»).
8. Что происходит в конце сказки? («Волк съедает бабушку и девочку, но их спасают дровосеки, которые убили волка и выпустили девочку и бабушку из его живота»).
9. Каков конец этой сказки? Плохой или хороший? Почему? (индивидуальные ответы детей).
10. Подумайте и скажите, почему получилось так, что волк узнал, где живёт бабушка и прибежал к её дому раньше Красной Шапочки, а потом проглотил и девочку и бабушку? («Потому, что Красная Шапочка, встретив волка в лесу, стала с ним разговаривать. Она не должна была рассказывать о своей бабушке – где её дом, как до него добраться и тогда бы ничего плохого не произошло»).
Педагог: «Чему учит нас эта сказка?» (Ответы детей). Если дети не могут понять смысл сказки, педагог должен объяснить: «Ребята, эта сказка учит тому, что никогда нельзя на улице, в лесу или где-то ещё разговаривать с незнакомыми людьми, а тем более нельзя называть им свой адрес».
2. Подготовка к сочинению сказки
Педагог: «Я предлагаю изменить эту сказку! А для того, чтобы получилась другая сказка, мы должны усвоить несколько правил:
Первое правило: изменять можно все три части сказки, либо какую-нибудь одну из них (либо начало сказки, либо середину, либо конец).
Второе правило: чтобы сказка стала немного другой нужно изменить какие-то качества главного героя - можно изменить его характер (если он был злым – превратить его в доброго, либо изменить его внешние данные (например, поменять цвет глаз, волос и так далее, можно изменить его одежду.
Третье правило: чтобы изменить сюжет сказки, можно ввести в неё нового героя (доброго или злого).
Четвёртое правило: чтобы изменить сказку можно ввести в неё волшебный предмет.
Пятое правило: если мы изменили сказку, значит, и название этой сказки будет другое.
Педагог: «Вот наша Красная Шапочка. Что вы предложите изменить?» (ответы детей) Приведите примеры».
Примерные ответы детей: можно изменить цвет шапочки и сделать её синей, или розовой, либо другого цвета и тогда девочка будет не Красной Шапочкой, а Розовая Шапочка или Синяя Шапочка. Можно сделать так, что Красная Шапочка была умной и сообразительной девочкой – она ничего не сказала волку про бабушку.
Педагог: «А изменится ли название сказки? (ответы детей)».
Педагог: «Расскажите мне, как ещё можно изменить сюжет сказки? (можно придумать волшебный предмет). Какие волшебные предметы из сказок вы знаете?».
Предполагаемые ответы детей:
«Шапка-невидимка» из сказки «Конек-Горбунок» (с помощью неё герой может стать невидимым).
«Волшебная палочка» из сказки «Золушка» (с помощью такой палочки можно сделать что угодно).
«Ковёр-самолёт» из сказки «Алладин» (с помощью чудесного ковра можно летать).
«Метла» в сказках о Бабе Еге (с помощью волшебной метлы тоже можно летать).
«Скатерть-самобранка» - с помощью которой можно кушать разные вкусные блюда.
«Сапоги-скороходы» - сапоги, позволяющие передвигаться с большой скоростью (Сказка «Маленький Мук»).
Педагог: «Отлично! Вот сколько волшебных предметов мы вспомнили! А какой атрибут подошел бы Красной Шапочке? (предложения детей). Хорошо и последнее, можно ввести в сюжет сказки нового героя, придумайте, какого героя? (предложения детей)».
(Педагог схематично зарисовывает всех предложенных героев).
3. Сочинение сказки на новый лад
Педагог: «Ребята, вы молодцы! Усвоили все правила. Теперь вы сможете стать сказочниками! Кто такие сказочники? («Сказочник – это человек, который сочиняет сказки»).
- Я так люблю сочинять сказки, и пока мы с вами разговаривали, я на ходу сочинила сказку. Хотите послушать мою сказку на новый лад? (согласие детей).
Педагог даёт образец составления сказки, сопровождая её выставлением картинок в соответствии с повествованием:
Сказка «РОЗОВАЯ ШАПОЧКА»
«Жила-была девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка розовую шапочку и ковёр-самолёт. С тех пор девочка всюду ходила в этой розовой шапочке и летала на волшебном ковре в гости к бабушке. Соседи так про нее и говорили: - Вот Розовая Шапочка летит! Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:
- Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.
Собралась Красная Шапочка, взяла с собой сумочку, где у неё всегда лежал ковёр-самолет и пошла к бабушке.
Идет она лесом, цветы собирает, песенки поёт, а навстречу ей - серый Волк.
- Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.
- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.
- А далеко живет твоя бабушка?
- Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.
- Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет. Сказал это Волк и побежал, что было духу.
А Розовая Шапочка достала из сумочки ковёр-самолёт, села на него, произнесла волшебные слова и полетела. Она очутилась у дома бабушки раньше волка. Зашла она в дом и закрыла двери. Внучка рассказала бабушке о том, что волк тоже скоро придёт её проведать и бабушка догадалась, что задумал волк.
Волк прибежал следом за девочкой. Cтал он стучаться в дверь: «Тук-тук-тук».
Бабушка и внучка решили не отвечать волку, сидели тихо-тихо. Волк ещё долго стучался в дверь, но так и не добился своего и ни с чем ушёл обратно в лес.
А Розовая Шапочка и бабушка сели пить чай с пирожками и маслом.
Педагог: «Посмотрите, ребята! В моей сказке я изменила только цвет шапочки и поэтому её название изменилось – «Розовая Шапочка». Ещё я ввела волшебный предмет – «ковёр-самолёт», при помощи которого Красная Шапочка опередила волка и прилетела к бабушке быстрее него. Конец сказки получился хорошим и удачным, волк не смог проглотить внучку и бабушку».
- Кто из вас желает рассказать свою сказку на новый лад?
Педагог помогает ребёнку определиться с выбором сюжета, помогает в ходе составления сказочного сюжета.
III. Итог занятия
Педагог: «Чем мы занимались сегодня? («Мы учились сочинять сказку на новый лад»).
- Что такое «сказка на новый лад»? (Ответы детей).
- Какие сказки можно переделывать на новый лад? («Любые: авторские, народные»)
- Что нужно сделать для того, чтобы в сказке изменился сюжет? («Для того чтобы изменить сказку, можно ввести в неё нового героя, можно ввести в сказку волшебный предмет или изменить какие-то качества главного героя»).
- Чему учит сказка «Красная шапочка»? (индивидуальные ответы детей).
Педагог оценивает работу детей на занятии.