Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада «Сказка на новый лад»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада «Сказка на новый лад»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие связной речи и творческого воображения; формирование у детей навыков составления сказочного текста на основе знакомого произведения.

Задачи:

1. Показать возможности развития сюжета сказки при некотором его изменении (посредством изменения некоторых черт внешности или характера главного героя, введения новых героев, волшебных предметов).

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада „Сказка на новый лад“» размещена в разделах

2. Закреплять знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец).

3. Побуждать детей использовать в своих сочинениях различные зачины из сказок.

4. Учить детей видоизменять, комбинировать, преобразовывать имеющиеся знания, личный опыт в ходе составления рассказов.

5. Учить детей озаглавливать сказку.

Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Красная Шапочка»; предметные картинки (девочка, бабушка, лес, цветы, волк); портрет писателя, автора сказки Шарля Перро; картинки с изображением волшебных атрибутов из сказок (волшебная палочка, шапка-невидимка, ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, метла, ступа); карандаши, листы бумаги.

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Сегодня у нас будет необычное занятие! Сегодня мы будем учиться сочинять сказку, но не обычную, а сказку на новый лад. Вы слышали о таких сказках? (индивидуальные ответы детей)».

II. Основная часть

Педагог: «Сказка на новый лад – это когда берётся любая сказка (авторская или народная) и переделывается на новый лад – так как вам хочется. Можно добавить в эту сказку другого героя, волшебный предмет, с помощью которого главный герой спасается от злых персонажей. В сказках на новый лад можно фантазировать сколько угодно и тогда получается немного другая сказка!».

Педагог: «Сегодня мы будем переделывать на новый лад всем известную авторскую сказку. А какую, вы узнаете, отгадав загадку: я назову слова, а вы отгадаете, к какой сказке они относятся:

Слова: девочка, лес, цветы, бабушка, волк (педагог помещает картинки из сказки на доску).

Педагог: «Молодцы, ребята! Догадались! Это сказка «Красная Шапочка». Кто написал эту сказку? (ответы детей) Сказку «Красная Шапочка» написал Шарль Перро (показ его портрета). Сегодня мы будем изменять сказку «Красная Шапочка», а как вы сейчас узнаете!».

1. Беседа (педагог задаёт вопросы, в ходе которых дети вспоминают сюжет сказки, определяют наличие структурных компонентов текста)

Педагог: «Сначала мы должны вкратце вспомнить содержание этой сказки».

1. Кто ответит на такой вопрос: Почему Шарль Перро назвал свою сказку «Красная Шапочка»? (педагог даёт образец начала ответа на поставленный вопрос: «Шарль Перро назвал так свою сказку потому, что … в ней главный герой Красная Шапочка»).

2. Почему все вокруг девочку называли Красной Шапочкой? («Девочку называли Красной Шапочкой потому, что она всегда и везде была в шапке красного цвета»).

3. Кто подарил девочке красную шапочку? («Девочке красную шапочку подарила бабушка»).

4. Кто в этой сказке является положительным героем, а кто отрицательным? (индивидуальные ответы детей).

5. Скажите мне, есть ли в этом произведении части? Какие? («В сказке «Красная Шапочка» есть три части: начало, середина, конец»).

6. Чем начинается эта сказка, напомните мне? («Сказка начинается описанием девочки, которую звали Красная Шапочка. Её так звали потому, что она всегда носила красную шапочку. Мама этой девочки испекла пирожки и отправила дочь к бабушке»).

7. Что происходит в середине рассказа? («Девочка встречает в лесу злого волка»).

8. Что происходит в конце сказки? («Волк съедает бабушку и девочку, но их спасают дровосеки, которые убили волка и выпустили девочку и бабушку из его живота»).

9. Каков конец этой сказки? Плохой или хороший? Почему? (индивидуальные ответы детей).

10. Подумайте и скажите, почему получилось так, что волк узнал, где живёт бабушка и прибежал к её дому раньше Красной Шапочки, а потом проглотил и девочку и бабушку? («Потому, что Красная Шапочка, встретив волка в лесу, стала с ним разговаривать. Она не должна была рассказывать о своей бабушке – где её дом, как до него добраться и тогда бы ничего плохого не произошло»).

Педагог: «Чему учит нас эта сказка?» (Ответы детей). Если дети не могут понять смысл сказки, педагог должен объяснить: «Ребята, эта сказка учит тому, что никогда нельзя на улице, в лесу или где-то ещё разговаривать с незнакомыми людьми, а тем более нельзя называть им свой адрес».

2. Подготовка к сочинению сказки

Педагог: «Я предлагаю изменить эту сказку! А для того, чтобы получилась другая сказка, мы должны усвоить несколько правил:

Первое правило: изменять можно все три части сказки, либо какую-нибудь одну из них (либо начало сказки, либо середину, либо конец).

Второе правило: чтобы сказка стала немного другой нужно изменить какие-то качества главного героя - можно изменить его характер (если он был злым – превратить его в доброго, либо изменить его внешние данные (например, поменять цвет глаз, волос и так далее, можно изменить его одежду.

Третье правило: чтобы изменить сюжет сказки, можно ввести в неё нового героя (доброго или злого).

Четвёртое правило: чтобы изменить сказку можно ввести в неё волшебный предмет.

Пятое правило: если мы изменили сказку, значит, и название этой сказки будет другое.

Педагог: «Вот наша Красная Шапочка. Что вы предложите изменить?» (ответы детей) Приведите примеры».

Примерные ответы детей: можно изменить цвет шапочки и сделать её синей, или розовой, либо другого цвета и тогда девочка будет не Красной Шапочкой, а Розовая Шапочка или Синяя Шапочка. Можно сделать так, что Красная Шапочка была умной и сообразительной девочкой – она ничего не сказала волку про бабушку.

Педагог: «А изменится ли название сказки? (ответы детей)».

Педагог: «Расскажите мне, как ещё можно изменить сюжет сказки? (можно придумать волшебный предмет). Какие волшебные предметы из сказок вы знаете?».

Предполагаемые ответы детей:

«Шапка-невидимка» из сказки «Конек-Горбунок» (с помощью неё герой может стать невидимым).

«Волшебная палочка» из сказки «Золушка» (с помощью такой палочки можно сделать что угодно).

«Ковёр-самолёт» из сказки «Алладин» (с помощью чудесного ковра можно летать).

«Метла» в сказках о Бабе Еге (с помощью волшебной метлы тоже можно летать).

«Скатерть-самобранка» - с помощью которой можно кушать разные вкусные блюда.

«Сапоги-скороходы» - сапоги, позволяющие передвигаться с большой скоростью (Сказка «Маленький Мук»).

Педагог: «Отлично! Вот сколько волшебных предметов мы вспомнили! А какой атрибут подошел бы Красной Шапочке? (предложения детей). Хорошо и последнее, можно ввести в сюжет сказки нового героя, придумайте, какого героя? (предложения детей)».

(Педагог схематично зарисовывает всех предложенных героев).

3. Сочинение сказки на новый лад

Педагог: «Ребята, вы молодцы! Усвоили все правила. Теперь вы сможете стать сказочниками! Кто такие сказочники? («Сказочник – это человек, который сочиняет сказки»).

- Я так люблю сочинять сказки, и пока мы с вами разговаривали, я на ходу сочинила сказку. Хотите послушать мою сказку на новый лад? (согласие детей).

Педагог даёт образец составления сказки, сопровождая её выставлением картинок в соответствии с повествованием:

Сказка «РОЗОВАЯ ШАПОЧКА»

«Жила-была девочка. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Ко дню рождения внучки подарила ей бабушка розовую шапочку и ковёр-самолёт. С тех пор девочка всюду ходила в этой розовой шапочке и летала на волшебном ковре в гости к бабушке. Соседи так про нее и говорили: - Вот Розовая Шапочка летит! Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке:

- Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

Собралась Красная Шапочка, взяла с собой сумочку, где у неё всегда лежал ковёр-самолет и пошла к бабушке.

Идет она лесом, цветы собирает, песенки поёт, а навстречу ей - серый Волк.

- Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

- Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

- А далеко живет твоя бабушка?

- Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края.

- Я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет. Сказал это Волк и побежал, что было духу.

А Розовая Шапочка достала из сумочки ковёр-самолёт, села на него, произнесла волшебные слова и полетела. Она очутилась у дома бабушки раньше волка. Зашла она в дом и закрыла двери. Внучка рассказала бабушке о том, что волк тоже скоро придёт её проведать и бабушка догадалась, что задумал волк.

Волк прибежал следом за девочкой. Cтал он стучаться в дверь: «Тук-тук-тук».

Бабушка и внучка решили не отвечать волку, сидели тихо-тихо. Волк ещё долго стучался в дверь, но так и не добился своего и ни с чем ушёл обратно в лес.

А Розовая Шапочка и бабушка сели пить чай с пирожками и маслом.

Педагог: «Посмотрите, ребята! В моей сказке я изменила только цвет шапочки и поэтому её название изменилось – «Розовая Шапочка». Ещё я ввела волшебный предмет – «ковёр-самолёт», при помощи которого Красная Шапочка опередила волка и прилетела к бабушке быстрее него. Конец сказки получился хорошим и удачным, волк не смог проглотить внучку и бабушку».

- Кто из вас желает рассказать свою сказку на новый лад?

Педагог помогает ребёнку определиться с выбором сюжета, помогает в ходе составления сказочного сюжета.

III. Итог занятия

Педагог: «Чем мы занимались сегодня? («Мы учились сочинять сказку на новый лад»).

- Что такое «сказка на новый лад»? (Ответы детей).

- Какие сказки можно переделывать на новый лад? («Любые: авторские, народные»)

- Что нужно сделать для того, чтобы в сказке изменился сюжет? («Для того чтобы изменить сказку, можно ввести в неё нового героя, можно ввести в сказку волшебный предмет или изменить какие-то качества главного героя»).

- Чему учит сказка «Красная шапочка»? (индивидуальные ответы детей).

Педагог оценивает работу детей на занятии.

Публикации по теме:

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально - экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.

Сказка как средство развития речи Презентация предназначена для использования воспитателями и учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений. Сказка - это:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада «Сказка на новый лад»
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 03:46
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию связной речи детей подготовительной группы детского сада «Сказка на новый лад»» (включая файлы) размещена пользователем Починская Евгения в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД