Маликова Ольга Николаевна
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Устное народное творчество «Сказки, загадки, считалки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Устное народное творчество «Сказки, загадки, считалки»
Подготовила: воспитатель Маликова О. Н.
Тема: Устное народное творчество : сказки, загадки, считалки.
Задачи ООД:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе, Устное народное творчество „Сказки, загадки, считалки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Считалки, считалочки
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Обучающие: продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным формам: сказкам, загадкам, считалочкам; уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках : вспомнить названия сказок, героев сказок (П); учить узнавать сказку по заданию (П); учить с интонацией, выразительно воспроизводить слова и фразы из сказки в процессе обыгрывания;
Развивающие : развивать умение действовать согласованно (С); развивать речь детей как средство общения (К); развивать логическое мышление, память, мелкую моторику (З);
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству (С); воспитывать навыки сотрудничества, инициативности (С); воспитывать эмоциональные чувства (С); снятие мышечного и нервного напряжения (ФК).
Реализация детских видов деятельности в ООД:
- познавательно-исследовательская;
- двигательная;
- игровая;
- коммуникативная;
- продуктивная;
- музыкально-художественная;
- чтение.
Материал и оборудование: презентация, письмо от домовёнка Кузи; ноутбук; пазлы с изображением сюжетов сказок; цветик-семицветик (задания); медали; сундучок; маски для драматизации сказки ;карточки с заданием на развитие мелкой моторики.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, заучивание считалок, народных игр, инсценирование сказок, беседа о дружбе и взаимопомощи.
Содержание организованной деятельности детей
Слайд 1.
I. Вступительное слово воспитателя
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Давайте улыбнёмся друг другу и подарим всем хорошее настроение.
- Ребята, у нас сегодня занятие не обычное, а сказочное! И к нам пришли гости, чтобы посмотреть за вашей активной работой. Поздоровайтесь с ними и тоже подарите им свои улыбки!
Сказку дети в гости звали!
Сказка здесь уже, друзья,
Сказка вновь пришла сюда!
II. Сюрпризный момент
На экране появляется домовенок. Слайд 2.(письмо)
«Дорогие ребята! Я – домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я и решил сделать вам подарок.
Подарок мой лежит на дне
В моём волшебном сундуке
Открыть сундук поможет, дети,
Волшебный цветик - семицветик.
Кто загадки отгадает, тот подарок получает!
Воспитатель:- Ребята, ну что, вы хотите найти подарки, которые подготовил для нас домовёнок Кузя? Тогда вперёд в путешествие по сказкам.
Отрываем первый лепесток.
1.«Волшебная корзиночка» Слайд 3.
«Перед вами волшебная корзиночка, в которой лежат сказочные предметы. Они принадлежат героям различных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы».
1. Гусли. Слайд 4
«Кот, петух и дрозд» Слайд 5
2. Лук и стрела. Слайд 6
«Царевна – лягушка» Слайд 7
3. Печка. Слайд 8
«По щучьему велению» Слайд 9
4. Яблоня. Слайд 10
«Гуси-лебеди» Слайд 11
5. Короб с пирогами. Слайд 12
«Маша и медведь» Слайд 13
6. Посох Деда Мороза. Слайд 14
«Морозко» Слайд 15
7. Костер. Слайд 16
«Снегурочка» Слайд 17
Ребята, а какие это сказки?
А почему они называются русскими – народными?
- Какие у вас любимые сказки? (Ответы детей)
Слайд 18 (Домовенок)
Отрываем второй лепесток
2. «Собери сказку из пазлов»
- Смотрите, ребята, еще одно задание и записка.
«Был Кощей вчера в гостях,
Что наделял, просто – ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал,
Пазлы вы должны собрать,
Сказки детские назвать».
Для этого нам нужно разделиться на четыре команды и взять коробки с картинками. Собираем сказку на столах (дети под спокойную музыку собирают сказку из разрезных картинок).
«Гуси лебеди» Слайд 19
«Царевна- лягушка» Слайд 20
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Слайд 21
«Пузырь, соломенка и лапоть» Слайд 22
(Дети пересказывают эти сказки)
- Молодцы, сложить сумели! Проделки Кощея преодолели!
Слайд 23 (Домовенок)
Отрываем третий лепесток.
«Загадки о сказках»
1. Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка
Дети: Снегурочка. Слайд 24
2. Мышка дом себе нашла, мышка добрая была.
В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
Воспитатель: Как называется эта сказка?
Дети: Теремок. Слайд 25
3. В сказках он всегда простак, все зовут его дурак.
Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой –
Дети: Иванушка. Слайд 26
4. По тропе, шагая бодро, сами носят воду вёдра. Как называется сказка?
Дети: «По щучьему велению».
Воспитатель: Как зовут главного героя сказки?
Дети: Емеля. Слайд 27
5. Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы.
Дети: Гуси-лебеди. Слайд 28
Воспитатель: Ребята, а вы знаете загадки? (дети загадывают загадки)
Слайд 29
Отрываем четвертый лепесток.
«Пройдите через ворота»
В старину народ любил играть в игры. Давайте и мы поиграем. Выбираем двух игроков по считалочке :
Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, соль, пшеница.
С кем будешь делиться?
На кого падает слово «делиться», тот указывает на кого-нибудь из игроков и говорит: «С ним! (или с ней)».
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Задержанные становятся воротами. Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Отрываем пятый лепесток
«Что было в старину и чем сейчас стало?»
Корыто стало чем? - (ванной, стиральной машиной)
Печка - (плитой, батареей)
Горшок чугунок - (кастрюлей)
Сундук - (шкафом, комодом)
Самовар - (чайником)
Колодец - (водопроводом)
Погреб - (холодильником)
Свечка, лучина - (лампочкой)
Лапти - (ботинки, сапоги)
Отрываем шестой лепесток. Слайд 30
«Играем в сказку»
- Переходим к следующему заданию.
Сейчас будете в сказку вы играть,
Будете сказку вспоминать.
(Драматизация сказки «Рукавичка».)
Слайд 31
Отрываем седьмой лепесток.
«Сказочное лото»
- Следующее задание, которое подготовил для вас домовёнок Кузя, называется «Сказочное лото». Я буду вам называть первое слово названия сказки, а вы отгадываете полное её название.
Гуси - … (лебеди)
Кощей … (бессмертный)
Конёк - … (горбунок)
Аленький … (цветочек)
Бременские … (музыканты)
Заюшкина … (избушка)
Гадкий … (утёнок)
Золотой … (петушок, ключик)
Мальчик … (с пальчик)
Крошечка - … (хаврошечка)
Федорино … (горе)
- Вот мы и добрались до волшебного сундука. Давайте же скорее откроем и посмотрим, какие подарки заготовил для нас домовёнок Кузя.
Подарки от домовёнка Кузи (медали)
Открываем сундук, а там лежат шоколадные медали.
Пусть герои сказок дарят вам тепло
Пусть добро на веки побеждает зло
-Спасибо домовёнку за подарки!
-Ребята, вам понравилось путешествие? А подарки? А что больше всего понравилось? А подарки? Но нам пора попрощаться с нашими гостями.