Анна Огородникова
Конспект НОД по развитию речи для детей 5–6 года жизни Тема: «Волшебница Зима».
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
ЗАДАЧИ:
Речевая задача: развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Зима».
Развивающе-образовательная задача: закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах.
Воспитательная задача: воспитывать культуру ведения диалога.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей 5–6 года жизни Тема: „Волшебница Зима“,» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ: Рассматривание картин о зиме, беседа о зимних видах спорта, рассматривание иллюстраций спортсменов и спортивного инвентаря, разучивание народных примет, связанных с зимой, разучивание словесного сопровождения массажа одним из детей.
МАТЕРИАЛЫ: Дидактическая игра «Кому что нужно?», две снежинки с загадками, картинка «Волшебница-зима», индивидуальные карточки с заданием (по количеству детей, мяч, подарки – леденцы.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Вступительное слово:
- Ребята, послушайте стихотворение и подумайте, о ком пишет автор.
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица
Как махнула рукавом-
Все покрыла серебром!
2. Актуализация темы: - Как вы думаете, о какой царице говорится в стихотворении? (О зиме)
- На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке?
- Какие это месяцы? Назовите их. (Зимние месяцы. Декабрь, январь, февраль)
- Ребята, кто догадался о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема нашей сегодняшней беседы? (Зима)
-Правильно, зима.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
- Давайте вспомним, с помощью каких слов можно рассказать о зиме? Зима, какая? (Снежная, холодная, студеная, морозная, белоснежная и т. д.).
- Волшебница зима принесла на наше занятие много игр и развлечений. - Ребята, посмотрите на картинку, какое время года здесь изображено?
3. Рассматривание картины: - - Почему вы решили, что на картине зима? (Кругом лежит снег, люди одеты в теплую одежду, дети лепят снеговика и т. д.).
4. Подбор однокоренных слов: - А как можно зиму назвать ласково? (Зимушка)
- А как называют птиц, которые зимой не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Зимующие)
- Как называется день зимой? (Зимний)
- Запомните слова «зима», «зимушка», «зимний», «зимующие» - это слова родственники.
- А какие слова родственники можете назвать вы?
5. Словесная игра «Кому что нужно»: - А сейчас поиграем в игру «Кому что нужно?».
Клюшка нужна. (хоккеисту)
Коньки нужны. (конькобежцу)
Санки нужны. (саночнику)
Лыжи нужны. (лыжнику)
Шайба нужна. (хоккеисту)
-Скажите, а что вы любите делать зимой? (Кататься на санках, коньках, лыжах, лепить снеговика, играть в снежки).
- Конечно, увлекаясь зимними забавами, очень легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему?
(Потому что мы делаем дыхательную гимнастику, закаляемся, едим чеснок, принимаем витамины, делаем массаж «Неболейка»)
6. Массаж биологических активных зон «Неболейка»
Выходит ребенок и показывает движения остальным детям.
Чтобы горло не болело,
Мы его погладим смело.
Чтоб не кашлять, не чихать,
Надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем,
Ладошку держим козырьком.
«Вилку» пальчиками сделай,
Массируй ушки свои смело.
Знаем, знаем, да-да-да…
Нам простуда не страшна.
- Ребята, посмотрите какие большие снежинки опустились мне на ладошку. Эти снежинки не простые, а с загадками. Давайте попробуем их отгадать.
7. Загадки
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые. (снежинки)
На поселки, на лужок
Все снижается (снежок)
Вот веселье для ребят
Все сильнее. (снегопад)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился. (снеговик)
Рядом снежная фигурка-
Это девочка. (снегурка)
На снегу-то посмотри?-
С красной грудкой. (снегири)
Словно в сказке как во сне,
Землю всю украсил. (снег)
- Какие слова здесь повторяются?
- А что это за слова? (Это слова родственники)
- А теперь давайте вспомним свойства снега и придумаем про него загадку.
- Какой снег на ощупь? (Холодный)
- Холодный как что?
- Что еще бывает холодным? (Лед)
- Какой ещё снег на ощупь? (Мягкий)
- Как что? (Как вата)
- Какой по цвету? (Белый)
- Как что? (Как сахар)
- Какой по весу? (Легкий)
- Как что? (Как пух)
- А сейчас опираясь на картинки, придумайте загадку про снег:
Холодный, но не лед,
Белый, но не сахар,
Легкий, но не пух,
Мягкий, но не вата,
Что это такое? (Снег)
8. Использование ТРИЗ: - Ребята, а скажите мне, пожалуйста, хорошо или плохо, когда много снега? (Хорошо потому что: можно играть в снежки, лепить снеговика, валяться в снегу, бродить по сугробам и т. д. А плохо потому что: дворникам приходиться много работать, машины застревают на дорогах и т. д.). Дети по очереди предлагают варианты ответов.
9. Реализация деятельностного подхода. Задание для индивидуальной работы «Найди лишнее»: - Сейчас возьмите листочки с заданием и выполните его. На карточке нужно найти и закрыть «снежком» предметы, которые не относятся к зиме.
- Что-то засиделись мы, ребята. Давайте подвигаемся, пока совсем не замерзли.
10. Физ. минутка Дети выполняют разминку с движениями, разученную заранее на прогулке.
Морозы детям не беда,
Не страшны им холода,
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем,
И с горы кататься станем.
Снег пушистый все летает,
А метель все завывает.
Сколько снегу намело!
Все тропинки занесло!
Мы дорожки разгребем,
И в снежки играть пойдем.
11. Упражнение на развитие интонационной выразительности речи «Веселая горка».
Ребенок рассказывает стихотворение.
- Все бело, бело, бело.
Много снега намело.
Вот веселые деньки.
Все на лыжи и коньки.
- Ах, как же много снега намело, можно и горку построить. Давайте разделимся на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек. Мальчики повторяют последние слова строчки в вопросительной интонации, а девочки в восклицательной.
Как на горке, на горе
На широком, на дворе,
Кто на санках, кто на лыжах,
Кто повыше, кто пониже.
Кто с разбега, кто по льду.
С горки – ух! На горку – ух!
Аж захватывает дух.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Дети совместно с воспитателем подводят итог беседы.
- Ребята, о каком времени года мы с вами говорили? (О зиме).
- Что вам больше всего понравилось? Что вы нового узнали сегодня?
- Посмотрите, какие подарки приготовила нам Волшебница Зима. Она очень рада, что вы знаете о ней так много интересного и дарит вам вкусные леденцы. Угощайтесь пожалуйста.