Анастасия Шаповалова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Подводные жители».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Подводные жители».
Цели:
1. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, расширять и уточнять представления детей о живой природе родного края: о речных и озерных рыбах.
2. Развивать речь, учить наблюдать, анализировать и делать выводы; закреплять умение сравнивать, развивать глазомер.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Подводные жители“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
3. Упражнять в умении рифмовать слова.
4. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, развивать эмоциональную сферу детей.
Словарная работа: река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, окунь, щука.
Материалы к занятию : прозрачные сосуды с водой, пластилин, иллюстрации с изображением рыб; на каждого ребенка лист с изображение рыб и геометрических фигур (овалов разной величины, карандаш.
Ход занятия:
I часть
Чтение стихотворения о родном крае.
Там где лес певучий,
соловьями полон,
Косы ив могучих,
Вьются над Осколом.
И висят над взгорьем
Радуги полоски-
Поглядеть на зори
Бегают березки.
Позабыть не в силах,
этой красоты я.
Знать приворожила,
Тут меня Россия.
Петр Рощупкин
-Дети, кто знает, как называется наш край, в котором мы живем?
(ответы детей)
-Наша малая родина Старый Оскол. Он дорог нашим сердцам. Здесь мы родились, делали первые шаги, учились говорить первые слова и пошли в детский сад. Здесь живут наши родные, друзья.
Наш край богат растительным и животным миром. Это значит что у нас много разных деревьев, кустарников, ягод, грибов. А еще у нас есть реки, водоемы и водохранилища.
-Что такое водоемы?
(ответы детей)
Отгадайте загадку:
«У родителей и деток
вся одежда из монеток».
«В воде жива, а на суше мертва».
-Кто это? Как вы догадались?
(ответы детей)
-Как вы думаете, о чем или о ком мы будем говорить сегодня?
(о рыбах)
-Мы поговорим и расширим наше представление о рыбах, живущих в наших реках.
-Может кто-то из вас знает, какие рыбы обитают в нашей реке?
(ответы детей)
Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением рыб: карп, карась, толстолобик, окунь, щука, налим, красноперка и др.
-Посмотрите какое разнообразие рыб мы имеем. Давайте рассмотрим их, скажем, как они называются.
(дети проговаривают вместе с воспитателем)
-А теперь поиграем в игру «Какая рыбка уплыла?»
(дети закрывают глаза, убирается одна картинка, дети угадывают, какой рыбы не достает).
-Чем все рыбы похожи?
(есть плавники, голова, глаза, хвост)
-Дети, все рыбы очень интересны и уникальны, но какой же одинаковый признак есть у всех рыб, что их объединяет?
(они живут в воде, тело покрыто чешуей, есть жабры)
-Чем рыб мы можем отличить от зверей?
(ответы детей)
Д/и «Кто лишний?»
-Рыба живое существо?
(ответы детей)
-Почему вы так думаете? Докажите.
(рыбы плавают в воде, двигаются, дышат, кушают и т. д.)
-Детеныши рыб появляются из. ?
(из икры)
-Они называются?
(мальки)
-Почему так они называются?
(потому что маленькие, крошечные)
-А кто знает, дышит ли рыба в воде? Чем она дышит?
(ответы детей)
-Сейчас мы проведем опыт; в сосуд с водой положим кусочек пластилина. что вы заметили?
(на пластилине пузырьки)
-Что это за пузырьки? правильно, пузырьки это воздух. Значит, в воде есть воздух, и рыбы им дышат.
-А сейчас мы все превращаемся в рыбок!
Физкультминутка
«Рыбки»
Как в аквариуме нашем рыбки золотые пляшут.
они весело резвятся в чистой, тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке,
то помашут плавником, то закружатся кругами.
II часть
-На что похожа рыбка?
(на листочек, на ложку, на овал. Картинки помогают сделать детям выбор)
-А теперь, дети, выполним вот такое задание на листочках: соедините карандашом фигуру геометрическую и рыбку, которая на нее похожа.
(самостоятельная работа детей)
-Как вы думаете, чему мы с вами научились у рыб?
(плавать)
-Какую пользу приносят рыбы нашему организму?
(она полезная и вкусная)
-Поиграем в игру «Правильно скажи»
Суп из рыбы (рыбный)
Котлета из рыбы (рыбная)
Пирог из рыбы (рыбный)
III часть
А теперь мы проверим, кто хорошо запомнил рыб, живущих в нашем крае. Картинки помогут найти ответ.
1. Хвостом виляет зубаста, а не лает (щука)
2. На дне, зарывшимся в ил и грязь, от щуки прячется (карась)
3. Не человек, не зверь, а с усами. (сом)
4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал трех. (окуней)
Итог:
-О ком мы сегодня говорили? Зачем нужна рыба? Надо ли беречь рыб и почему?
Составила воспитатель:
Шаповалова А. Н.