Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Мой дом — Мордовия!»

Cветлана Cулакина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Мой дом — Мордовия!»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия в старшей группе по развитие речи

«Мой дом Мордовия

Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о Мордовии, дать представление о том, что такое малая Родина, учить поддерживать беседу на определённую тему, обобщить элементарные представления о Государственных символах РМ, сформировать эстетическое отношение к символике РМ, познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Мой дом — Мордовия!“» размещена в разделах

Оборудование: в группе вывешены флажки РФ и РМ, гербы РФ и РМ, картинки с изображениями государственных зданий с флагами и гербами РМ и РФ; аудиозапись гимна РМ; иллюстрации одежды мордвы.

Предварительная работа: наблюдения в процессе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственный герб и флаг, герб города и т. д. ; разучивание стихов о Мордовии, рассматривание альбомов «Моя Мордовия», чтение легенд, сказок мордовского народа, рассматривание одежды мордовского народа, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Мордовии. Слушание народной мордовской музыки.

Словарная работа: знакомство с мордовской одеждой : паця, панго, пулай, панар.

Используемая литература:

1. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»

2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2001. – 392

3. А. Ф. Терехин. Достопримечательности Мордовии. - Саранск 1989г.

Ход занятия.

Звучит музыка.

Воспитатель: Отечество, отчий край! Место, где родился и рос. В нём заключена огромная притягательная сила. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с нежностью, теплотой, с гордостью рассказывает об их красоте и богатстве. Сегодня наш разговор будет о нашей малой Родине – о Мордовии. Мордовия…Край заповедных лесов, задумчивых, спокойных и величавых рек, раздольных полей. Многие поэты написали красивые строки, вдохновленные красотой и душевным теплом родной природы. Юра расскажи нам стихотворение о Мордовии :

В России, средь березовых просторов

Полянка есть - Мордовия моя!

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый,

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой.

Волну к волне соединяют реки:

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия! Любимая навеки!

Моя полянка - сторона моя! (Норкин)

Воспитатель: Мы с вами родились в Мордовии, и именно она кажется особенной и прекрасной. Очень много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют. Но для того, чтобы по-настоящему любить свой край, ребята, нужно хорошо знать историю своей республики, традиции, обычаи, родной язык.

Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.

Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья. А как тебя зовут? (Алдуня)

-А одежда у нее какая необычная. Эта девочка- мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм. Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.

Воспитатель: -Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

Алдуня: -Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это - панго -праздничный головной убор замужней женщины. Паця - платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов - девушки.

-Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)

-А вот это - обязательный атрибут костюма - пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс)

Панар - это белая женская рубаха.

Воспитатель: (Рассказ воспитателя с демонстрацией иллюстраций национальных костюмов мордвы).

Около двух тысяч лет существует на земле Мордовский народ, говорящий на двух языках – эрьзянском и мокшанском. Мокша и эрьзя могут гордиться своими костюмами. С ним может соперничать разве только индийский наряд. Мордовский костюм невозможно представить себе без разного украшения. Их великое множество. Это и бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, ушные подвески из металла, перьев птиц. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящим и шумящим подвесками русские соседи говорили так: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Оригинальным, единственным в своём роде украшением эрьзи был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 – 14 лет и носили всю жизнь. А как, ребята красивы женские головные уборы чудесной вышевкой: мокшанский «златной», эрьзянский «панго». И ещё об одной интересной детали народного костюма хочется вам рассказать: Это обувь. Мордовии можно было увидеть женские сапоги, голенища которых у подъёма собранны в мелкие складки. Они очень похожи на меха гармони. Известны и мордовские лапти. Их не только носили, но с ними очень весело играли.

Алдуня:

Раю, раю, раю, раю

Игру в лапти начинаю

Кому лапоть попадёт –

Топотушки заведет!

Мордовская игра «В лапоть»

(«Эх карть, эрзянь карть»)

Алдуня: Ох, как весело мы играли, но мне пора уходит. До новых встреч.

Воспитатель: Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?

Дети: Флаг, герб, гимн.

Воспитатель: У нашей республики Мордовия свои символы. Поговорим о флаге. --Какие цвета у флага России?

Дети: Флаг России имеет белый, синий, красный цвет.

Воспитатель: Что означает эти цвета?

Дети: Белый говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.

Воспитатель: Какие цвета у флага Республики Мордовия?

Дети: У флага Республики Мордовия темно-красный (мареновый, белый и темно-синей цвет флага.

Воспитатель: Что находится в середине флага?

Дети: В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка.

Воспитатель: Что она означает?

Дети: Розетка – это символ солнца, тепла, доброты.

Воспитатель: Кто автор флага РМ?

Дети: Автор флага –А. С. Алешкин.

Воспитатель: Герб Республики Мордовия начинается со щита : ведь каждому народу, имеющему свою государственность, пришлось отстаивать свою землю, свободу, независимость.

- Кто автор герба Республики Мордовия?

Дети: Автор герба – Николай Дмитриевич Чикринев.

Воспитатель: Какова идея герба Республики Мордовия?

Дети: Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции.

Воспитатель: Чем обрамляется щит?

Дети: Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует:

- древнее происхождение этносов - мокши и эрзи, проживающих на этой территории;

- красоту природы, духовную красоту народа;

- достаток, богатство.)

Воспитатель: Что находится внутри шейной гривны? Что они обозначают?

Дети: На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов республики.

Воспитатель: Назовите города РМ.

Дети: В нашей республики есть 7 городов: Саранск, Рузаевка, Ардатов, Темников, Ковылкино, Инсар, Краснослабодск.

Воспитатель: Какой знак находится наверху герба?

Дети: Солярный знак в виде восьмиконечной звезды, изображающей солнце.

Воспитатель: Нравится ли вам герб Республики Мордовия?

- Что общего между гербом Российской Федерации и гербом Республики Мордовия?

- Как вы думаете, что такое гимн?

Дети: Эта главная песня страны.

Воспитатель: Гимн исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране, республике. Государственный гимн Республики Мордовия является символом сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа. Автором музыки гимна Мордовии является Нина Васильевна Кошелева, стихи -Сергея Васильевича Кинякина. Гимн всегда слушают стоя. Давайте и мы свами послушаем гимн Республике Мордовия.

Дети встают и слушают аудиозапись.

Воспитатель: Ребята, в жизни человека огромную роль играет любовь к своим родителям, семье, к школе, к друзьям, к родному городу, к своему народу и стране. Если вы любите свою страну, уважительно относитесь к истории и культуре своего народа. Помните, в каких бы других городах вы ни бывали, как бы ни восхищались их красотой, душой вы постоянно дома, на своей малой родине.

Публикации по теме:

Фольклорный праздник для детей «Троица»Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Презентация «Хлеб — всему голова» Презентация по развитию речи в старшей группе на тему "Хлеб всему голова". Задачи: Актуализировать представления детей о том,как "приходит".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Мой дом — Мордовия!»
Опубликовано: 10 октября 2013 в 19:13
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Мой дом — Мордовия!»» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Cулакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД