Cветлана Cулакина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Мой дом — Мордовия!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по развитие речи
«Мой дом Мордовия!»
Программное содержание: закрепить и обобщить знания детей о Мордовии, дать представление о том, что такое малая Родина, учить поддерживать беседу на определённую тему, обобщить элементарные представления о Государственных символах РМ, сформировать эстетическое отношение к символике РМ, познакомить с Мордовскими обычаями и традициями, с народным творчеством, воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Мой дом — Мордовия!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
Оборудование: в группе вывешены флажки РФ и РМ, гербы РФ и РМ, картинки с изображениями государственных зданий с флагами и гербами РМ и РФ; аудиозапись гимна РМ; иллюстрации одежды мордвы.
Предварительная работа: наблюдения в процессе прогулок и экскурсий, на каких зданиях можно увидеть государственный герб и флаг, герб города и т. д. ; разучивание стихов о Мордовии, рассматривание альбомов «Моя Мордовия», чтение легенд, сказок мордовского народа, рассматривание одежды мордовского народа, разучивание подвижных народных игр, рассматривание иллюстраций о Мордовии. Слушание народной мордовской музыки.
Словарная работа: знакомство с мордовской одеждой : паця, панго, пулай, панар.
Используемая литература:
1. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: Практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2001. – 392
3. А. Ф. Терехин. Достопримечательности Мордовии. - Саранск 1989г.
Ход занятия.
Звучит музыка.
Воспитатель: Отечество, отчий край! Место, где родился и рос. В нём заключена огромная притягательная сила. И даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с нежностью, теплотой, с гордостью рассказывает об их красоте и богатстве. Сегодня наш разговор будет о нашей малой Родине – о Мордовии. Мордовия…Край заповедных лесов, задумчивых, спокойных и величавых рек, раздольных полей. Многие поэты написали красивые строки, вдохновленные красотой и душевным теплом родной природы. Юра расскажи нам стихотворение о Мордовии :
В России, средь березовых просторов
Полянка есть - Мордовия моя!
Она, как песня матери, с которой
За горы уходил и за моря.
На той полянке город есть красивый,
Кормилец мой и вдохновитель мой.
Над Мокшею там наклонились ивы,
Такие же, как рядом над Окой.
Волну к волне соединяют реки:
И вот уже журчит одна струя.
Мордовия! Любимая навеки!
Моя полянка - сторона моя! (Норкин)
Воспитатель: Мы с вами родились в Мордовии, и именно она кажется особенной и прекрасной. Очень много людей разных национальностей живет у нас в Мордовии. Все они живут дружно, помогая друг другу. Дети все вместе учатся в школах. В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей – мордва, татары, русские. Все они вместе дружат, вместе играют. Но для того, чтобы по-настоящему любить свой край, ребята, нужно хорошо знать историю своей республики, традиции, обычаи, родной язык.
Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.
Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья. А как тебя зовут? (Алдуня)
-А одежда у нее какая необычная. Эта девочка- мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм. Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.
Воспитатель: -Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)
Алдуня: -Ребята, я вам принесла картинки с изображением одежды нашего народа. Это - панго -праздничный головной убор замужней женщины. Паця - платок. Налобная повязка, вышитая бисером. Венок из искусственных цветов - девушки.
-Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
-А вот это - обязательный атрибут костюма - пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс)
Панар - это белая женская рубаха.
Воспитатель: (Рассказ воспитателя с демонстрацией иллюстраций национальных костюмов мордвы).
Около двух тысяч лет существует на земле Мордовский народ, говорящий на двух языках – эрьзянском и мокшанском. Мокша и эрьзя могут гордиться своими костюмами. С ним может соперничать разве только индийский наряд. Мордовский костюм невозможно представить себе без разного украшения. Их великое множество. Это и бусы, медные и серебряные браслеты, кольца, перстни, ушные подвески из металла, перьев птиц. И поэтому о старинном мордовском костюме со звенящим и шумящим подвесками русские соседи говорили так: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь». Оригинальным, единственным в своём роде украшением эрьзи был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 – 14 лет и носили всю жизнь. А как, ребята красивы женские головные уборы чудесной вышевкой: мокшанский «златной», эрьзянский «панго». И ещё об одной интересной детали народного костюма хочется вам рассказать: Это обувь. Мордовии можно было увидеть женские сапоги, голенища которых у подъёма собранны в мелкие складки. Они очень похожи на меха гармони. Известны и мордовские лапти. Их не только носили, но с ними очень весело играли.
Алдуня:
Раю, раю, раю, раю
Игру в лапти начинаю
Кому лапоть попадёт –
Топотушки заведет!
Мордовская игра «В лапоть»
(«Эх карть, эрзянь карть»)
Алдуня: Ох, как весело мы играли, но мне пора уходит. До новых встреч.
Воспитатель: Наша Родина - большое и красивое государство. У любого государства есть отличительные знаки - символы. Что это за символы?
Дети: Флаг, герб, гимн.
Воспитатель: У нашей республики Мордовия свои символы. Поговорим о флаге. --Какие цвета у флага России?
Дети: Флаг России имеет белый, синий, красный цвет.
Воспитатель: Что означает эти цвета?
Дети: Белый говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет - это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Красный цвет силы, это кровь людей, пролитая за Родину.
Воспитатель: Какие цвета у флага Республики Мордовия?
Дети: У флага Республики Мордовия темно-красный (мареновый, белый и темно-синей цвет флага.
Воспитатель: Что находится в середине флага?
Дети: В середине белой полосы располагается восьмиконечная розетка.
Воспитатель: Что она означает?
Дети: Розетка – это символ солнца, тепла, доброты.
Воспитатель: Кто автор флага РМ?
Дети: Автор флага –А. С. Алешкин.
Воспитатель: Герб Республики Мордовия начинается со щита : ведь каждому народу, имеющему свою государственность, пришлось отстаивать свою землю, свободу, независимость.
- Кто автор герба Республики Мордовия?
Дети: Автор герба – Николай Дмитриевич Чикринев.
Воспитатель: Какова идея герба Республики Мордовия?
Дети: Идея герба: жить мудро, в дружбе и согласии, сохранять и умножать национальные традиции.
Воспитатель: Чем обрамляется щит?
Дети: Щит обрамляется шейной гривной: старинным украшением древней мордвы золотого цвета, что символизирует:
- древнее происхождение этносов - мокши и эрзи, проживающих на этой территории;
- красоту природы, духовную красоту народа;
- достаток, богатство.)
Воспитатель: Что находится внутри шейной гривны? Что они обозначают?
Дети: На гривне изображены семь орнаментов, означающих семь городов республики.
Воспитатель: Назовите города РМ.
Дети: В нашей республики есть 7 городов: Саранск, Рузаевка, Ардатов, Темников, Ковылкино, Инсар, Краснослабодск.
Воспитатель: Какой знак находится наверху герба?
Дети: Солярный знак в виде восьмиконечной звезды, изображающей солнце.
Воспитатель: Нравится ли вам герб Республики Мордовия?
- Что общего между гербом Российской Федерации и гербом Республики Мордовия?
- Как вы думаете, что такое гимн?
Дети: Эта главная песня страны.
Воспитатель: Гимн исполняется в торжественных случаях, в знак уважения к стране, республике. Государственный гимн Республики Мордовия является символом сохранения традиций национальной культуры, единства многонационального народа. Автором музыки гимна Мордовии является Нина Васильевна Кошелева, стихи -Сергея Васильевича Кинякина. Гимн всегда слушают стоя. Давайте и мы свами послушаем гимн Республике Мордовия.
Дети встают и слушают аудиозапись.
Воспитатель: Ребята, в жизни человека огромную роль играет любовь к своим родителям, семье, к школе, к друзьям, к родному городу, к своему народу и стране. Если вы любите свою страну, уважительно относитесь к истории и культуре своего народа. Помните, в каких бы других городах вы ни бывали, как бы ни восхищались их красотой, душой вы постоянно дома, на своей малой родине.