Алена Машина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как птицы и звери готовятся к зиме»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Как птицы и звери готовятся к зиме»
Цель: Знакомство детей с подготовкой птиц и зверей к зиме; расширение и активизация словаря по теме.
Задачи:
Образовательные: обобщить и расширить представления подготовке птиц и животных к зиме, их образе жизни, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Как птицы и звери готовятся к зиме“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям и животным.
Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец, зимующие (Воробьи, сороки, вороны, голуби, дедлы).
Оборудование: мультимедийные средства для просмотра фотоматериалов, аудиозаписи с голосами перелетных птиц, картинка сороки, раскраски птиц.
Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова, «10 птичек — стайка» Токмаковой.
Ход занятия
1. Организационный момент
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель:
- Ребята, а у нас сегодня гость, а чтоб узнать кто это нужно загадку отгадать!
Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая. (сорока)
Воспитатель:
- Правильно к нам сегодня в гости пришла сорока. И она пришла к нам с вестью, что все птицы и звери забыли как к зиме готовиться и она хочет узнать, чтоб им напомнить что нужно делать.
-Ребята расскажем сороке, чтоб она передала им?
- ответы детей
2. Воспитатель:
- Хорошо, тогда присаживайтесь на стулья. Сегодня мы с вами поговорим, о том, как птицы и звери готовятся к зиме. И сначала, послушайте рассказ Г. Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме».
Чтение рассказа.
Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды-рябинники собрались в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края.
Коростель раньше всех тронулся в путь, потому что он на юг то летит, то пешком идёт.
Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки.
Ёж нашёл ямку в трухлявом пне, натаскал туда листьев — вот и готово жильё на зиму.
Белка скоро серая станет, наденет зимнюю шубку, а пока запасает орехи и жёлуди. Складывает их в дупло. А грибы развешивает на колючих сучках — сушиться.
Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, устлала её ветками, натаскала мху. Зимой у неё в берлоге появятся медвежата.
Лиса неслышно крадётся по осеннему лесу. Листья в лесу красные, и лисья шерсть красная. Легко лисе незаметно подкрадываться к добыче.
Притаились зайчата-листопаднички. Не скачут, следов не оставляют. А то лиса их найдёт и съест. Пробежит мимо зайчиха, накормит молоком и дальше скачет в осинник.
Высоко в небе потянулись журавлиные стаи. Печальными криками прощаются они с родиной. Журавли будут зимовать в тёплой Африке. Но как только зазвенят весной ручьи, зазеленеет на бугорках травка, журавли вернутся домой на родину.
Первые снежинки закружились в воздухе, и гусиные стаи тоже полетели на юг.
Вопросы.
1. Что делают дрозды-рябинники перед отлетом?
2. Почему коростель раньше всех тронулся в путь?
3. Как готовится к зиме сойка?
4. Как ежик приготовился к зиме?
5. Что делает белка в осенний период?
6. Расскажите, как медведица готовит себе берлогу.
7. Как ведут себя зайчата – листопаднички осенью?
8. Что можно сказать про журавлей? Где они будут зимовать?
9. Когда отправляются в путь гусиные стаи?
3. Разминка (Пальчиковая гимнастика «Десять птичек стайка»)
Пой-ка подпевай-ка десять птичек стайка.
Эта птичка воробей, эта птичка соловей,
Эта птичка скворушка – серенькое перышко.
Эта птичка коростель, эта птичка коростель,
Эта птичка совушка – сонная головушка.
Это – зяблик, это – стриж, это – развеселый чиж,
Эта птичка злой орлан – птички, птички по домам.
4. Воспитатель:
- Ребята из рассказа мы узнали как птицы и звери готовятся к зиме. А вот ответьте мне на вопрос, а зачем птицы некоторые птицы от нас улетают?
- Ответы детей
Воспиататель:
- Верно, ведь они питаются насекомыми и их личинками, а с наступлением холодов одни насекомые погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев. Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать их в зимних условиях. Поэтому птицам, для которых насекомые – основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края. Но не все птицы улетают в теплые края, многие остаются.
Воспитатель:
- А чтоб узнать какие птички остаются, нужно нам загадки отгадать:
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу,
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой (Снегирь)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, это снегирь.
- Скажите, а по каким словам загадки вы догадались, что это снегирь? (Ответы детей)
- Любимое лакомство снегиря? (Ягоды рябины)
- Знаете, ребята, не у всех снегирей грудка ярко-красная, а только у самцов, а вот у самочки она темно-серая.
- А как вы думаете, почему же самочка серенькая, да незаметная?
- Зачем ей скромный, незаметный наряд? (Ответы детей)
Воспитатель:
- Самочка высиживает птенцов, ей надо, чтобы её не было видно разным хищникам.
- Слушаем следующую загадку:
Маленькая птичка
Чирикает отлично,
Прыгает по веткам,
Жить не станет в клетке.
Не таится от людей
Развесёлый.
(Воробей)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, это, конечно же, воробей. Зимой воробей часто питается тем, что ему предлагает человек: крошки хлеба, семечки. Весной, летом и осенью воробей съедает большое количество насекомых – вредителей растений, принося тем самым большую пользу людям.
Воспитатель:
-Следующая загадка:
Хоть я не молоток -
По дереву стучу:
В нём каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный. (дятел)
Воспитатель:
-Правильно, слушаем следующую загадку:
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются (синички)
Воспитатель:
-А вот загадка посложней:
У этой птички клюв кривой,
А гнёзда вьёт она зимой,
Из шишек семечки клюёт,
Кто это птичку назовёт? (Клёст)
Воспитатель:
-И последняя загадка для вас ребятки:
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением … (Ворона)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А теперь давайте скажем, как называются эти птицы (зимующие).
Воспитатель:
-А теперь предлагаю поиграть в игру «Один-много».
5. Игра «Один-много»
Кукушка –кукушки;
Журавль-скворец;
Соловей-соловьи;
Жаворонок-жаворонки;
Скворец-скворцы;
Лебядь-лебяди;
Грач-грачи;
Утка-утки;
Ласточка-ласточки;
Аист-аисты;
Гусёнок-гусята.
Воспитатель:
- Молодцы, а теперь мы немного отдохнём.
6. Физкультурная минутка «Птицы»
Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. (взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (пальцы рук к вискам головы, покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (дети встают в круг, взявшись за руки.)
Дружно взлетели,
На юг полетели (поворачивают направо, машут руками, бегут по кругу.)
Вот и южные края,
Долетели мы друзья! (поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите (садятся на свои места).
Воспитатель:
-Сейчас я буду называть птиц, а если я ошибусь, то вы хлопайте
7. Игра «Будь внимательней»
Прилетели птицы :
Голуби, синицы, аисты,
Вороны, галки, макароны
Прилетели птицы :
Голуби, куницы
Прилетели птицы :
Голуби, синицы, мухи и стрижи
Прилетели птицы :
Голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки,
Совы и ватрушки.
Воспитатель:
- Молодцы! Все были очень внимательными.
8. Рефлексия
Воспитатель:
- О чем мы с вами сегодня разговаривали?
- Понравилось ли вам занятие?
- Что нового и интересного вы узнали?
- Ну что же Сороке пора прощаться и она приготовил для вас подарок, это раскраски с изображением птиц, которые вы сможете раскрасить после занятия.