Наталья Сизова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема: "Составление описательного рассказа по репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели".
Программное содержание:
- Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи.
- Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- Упражнять детей в управлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
- Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.
- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.
- Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.
- Формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнивать метафоры.
- Воспитывать самостоятельность, активность, эмпатию; умение видеть красоту родной природы.
Методические приемы:
- художественное слово;
- напоминание;
- вопросы;
-ответы;
- беседа по картине;
- помощь в составлении рассказа
- образец педагога;
- поощрение;
- физминутки;
- дидактические игры.
Словарная работа:
а) обогащение: грачи, гнезда, окраина села, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый;
б) активизация: слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, тает, скрылось и т. п. : слова - огтеделения: радостные, шумливые, старая корявая береза, ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке.
Материал:
репродукция картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".
Предварительная работа:
рассматривание весенних пейзажей; наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, чтение рассказа В. Бианки "Лесные домишки", рассматривание репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели", беседа с детьми по репродукции.
Индивидуальная работа:
с Лизой П., Юлей К., Димой Л. - объяснить смысл новых слов, добиваться четкого произношения;
с Аней Л., Полиной В., Надей Е., Артемом Г. - добиваться от детей полного предложения.
Подготовка педагога:
подбор художественного слова, работа с картиной, чтение методической литературы.
Ход занятия.
В. : Ребята, давайте встанем, поднимем руки к солнышку. Оно ласковое, свое тепло оно дарит нам. Примите это тепло, а теперь возьмитесь за руки и передайте полученное тепло от солнца друг другу. Молодцы. А теперь присаживайтесь на стульчики. Послушайте загадку:
Тает снежок,
ожил лужок
день прибывает,
когда это бывает?
Правильно, это происходит весной. А скажите мне пожалуйста, какая бывает весна (теплая и холодная, веселая, солнечная, ласковая, мокрая, журчащая, шумная и т. д.) хорошо, молодцы, назовите мне приметы весны (солнце греет теплее, бегут ручьи, сосульки капают с крыш, появились проталины, снег стал рыхлым, тает и т. д.).
Хорошо, молодцы. А сейчас мы поиграем в такую игру. Я начну предложение, а вы должны будете продолжить. Когда будете отвечать, обязательно надо произнести начало.
1) Я люблю весну за то, что
2) Весна - красивое время года, так как.
3) На деревьях появляются почки, потому что.
4) Я не пойду гулять, потому что.
В. : Молодцы, посмотрите какие красивые предложения вы придумали. А сейчас я вам назову русскую народную пословицу, а вы попробуйте мне объяснить, как понять - "Вода с гор потекла, весну принесла". Почему так люди говорят? (Весной солнце светит ярче, теплее, снег тает, и превращается в ручьи. Они бегут вниз). Хорошо, молодцы.
Ребята, давайте немножко отдохнем и представим, что мы с Вами синие лужицы весны.
Провожу физминутку:
Голубые, синие
Небо и ручьи (руки через стороны вверх).
В синих лужах плещутся Стайкой воробьи (приседания).
На снегу прозрачные
Льдинки - кружева (прыжки на месте).
Первые проталинки,
Первая трава (хлопки в ладоши).
В. : Немножко отдохнули. Присели. Давайте ещё раз назовем приметы весны, (ответы детей). Вы всё правильно назвали; тает снег, появляются проталины, просыпается природа, солнце греет теплее, возвращаются из далеких стран первые весенние вестники - грачи.
В. : Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К.
Саврасов в своей картине "Грачи прилетели".
В. : Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда).
В. : Расскажите мне о грачах, что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда; они веселые, радостные, смешные. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.) у В. : Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь тихо, спокойно. Это окраина села, видно несколько домиков и белокаменную церковь. Вдалеке виден лес.)
В. : Какие деревья выбрали птицы? (Грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены).
В. : Ребята, посмотрите внимательно, есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивается сквозь облака, облака немножко - желтоватого цвета. На снегу видны тени от берез. Солнце, то выглянет, то спрячется за прозрачные облака).
В. : Какие облака изобразил художник? (Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, немножко хмурые).
В. : А что можно о небе сказать? (Покрыто голубовато-серыми облаками. Оно низкое, грустное, холодное).
В. : Хорошо, молодцы. Расскажите, какой снег? (Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, печальный, теплый, подтаивший).
В. : Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.)
В. : Вам понравилась картина?
В. : Ребята, мы с вами рассмотрели картину, а сейчас попробуем составить рассказ. Сначала я расскажу вам, а потом вы. "Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами скромный сельский пейзаж. Это окраина села: видно несколько деревенских домов и белокаменную церковь. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Грачи направляют, ремонтируют гнезда. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве, птицы радостные и веселые. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".
В. : Понравился мой рассказ? (Да).
В. : Давайте сейчас встанем и отдохнем и расскажем о березке.
Березка в белом сарафане
Весною водит хоровод (ходьба по кругу).
Звенит сережками так нежно
И птичек в гости всех зовет (ритмично потряхиваем кистями,
делаем взмахи руками).
Раскроет свои руки - ветви, (руки вверх, пальцы раскрыть) Опустит ветки (пальцы вниз, руки вниз опускают)
Подставить солнышку листочки, .
Чтоб лучик на ветвях повис, (руки перед со^Ьй, ладони раскрыть,
опустить кисти вниз).
В. : Молодцы, немножко отдохнули, а теперь продолжаем. Кто хочет рассказать свой рассказ? (Рассказы детей).
В. : Очень хорошо. Молодцы. Красивые получились у Вас рассказы. А давайте сейчас поиграем в игру "Скажи ласково".
В. : Я скажу солнце, а вы солнышко; дерево - ветка - лист -. , ручей -. , цветок - птица - туча - лужа -.
Молодцы. Справились. Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы занимались. Какие красивые, чудесные составляли предложения. Какие красочные рассказы у вас получились. Ну, а сейчас представьте, что вы птицы, вернулись домой из дальних стран,
Ну-ка, птички полетели,
Полетели и присели,
Поклевали зернышки,
Поиграли в полюшке,
Водички попили,
Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Домой полетели.
Спасибо всем за работу. Вы были молодцы.