Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Наталья Сизова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: "Составление описательного рассказа по репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

Программное содержание:

- Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи.

- Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах

- Упражнять детей в управлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.

- Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.

- Формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнивать метафоры.

- Воспитывать самостоятельность, активность, эмпатию; умение видеть красоту родной природы.

Методические приемы:

- художественное слово;

- напоминание;

- вопросы;

-ответы;

- беседа по картине;

- помощь в составлении рассказа

- образец педагога;

- поощрение;

- физминутки;

- дидактические игры.

Словарная работа:

а) обогащение: грачи, гнезда, окраина села, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый;

б) активизация: слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, тает, скрылось и т. п. : слова - огтеделения: радостные, шумливые, старая корявая береза, ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке.

Материал:

репродукция картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

Предварительная работа:

рассматривание весенних пейзажей; наблюдение примет весны в природе, чтение стихов о весне, чтение рассказа В. Бианки "Лесные домишки", рассматривание репродукции А. К. Саврасова "Грачи прилетели", беседа с детьми по репродукции.

Индивидуальная работа:

с Лизой П., Юлей К., Димой Л. - объяснить смысл новых слов, добиваться четкого произношения;

с Аней Л., Полиной В., Надей Е., Артемом Г. - добиваться от детей полного предложения.

Подготовка педагога:

подбор художественного слова, работа с картиной, чтение методической литературы.

Ход занятия.

В. : Ребята, давайте встанем, поднимем руки к солнышку. Оно ласковое, свое тепло оно дарит нам. Примите это тепло, а теперь возьмитесь за руки и передайте полученное тепло от солнца друг другу. Молодцы. А теперь присаживайтесь на стульчики. Послушайте загадку:

Тает снежок,

ожил лужок

день прибывает,

когда это бывает?

Правильно, это происходит весной. А скажите мне пожалуйста, какая бывает весна (теплая и холодная, веселая, солнечная, ласковая, мокрая, журчащая, шумная и т. д.) хорошо, молодцы, назовите мне приметы весны (солнце греет теплее, бегут ручьи, сосульки капают с крыш, появились проталины, снег стал рыхлым, тает и т. д.).

Хорошо, молодцы. А сейчас мы поиграем в такую игру. Я начну предложение, а вы должны будете продолжить. Когда будете отвечать, обязательно надо произнести начало.

1) Я люблю весну за то, что

2) Весна - красивое время года, так как.

3) На деревьях появляются почки, потому что.

4) Я не пойду гулять, потому что.

В. : Молодцы, посмотрите какие красивые предложения вы придумали. А сейчас я вам назову русскую народную пословицу, а вы попробуйте мне объяснить, как понять - "Вода с гор потекла, весну принесла". Почему так люди говорят? (Весной солнце светит ярче, теплее, снег тает, и превращается в ручьи. Они бегут вниз). Хорошо, молодцы.

Ребята, давайте немножко отдохнем и представим, что мы с Вами синие лужицы весны.

Провожу физминутку:

Голубые, синие

Небо и ручьи (руки через стороны вверх).

В синих лужах плещутся Стайкой воробьи (приседания).

На снегу прозрачные

Льдинки - кружева (прыжки на месте).

Первые проталинки,

Первая трава (хлопки в ладоши).

В. : Немножко отдохнули. Присели. Давайте ещё раз назовем приметы весны, (ответы детей). Вы всё правильно назвали; тает снег, появляются проталины, просыпается природа, солнце греет теплее, возвращаются из далеких стран первые весенние вестники - грачи.

В. : Ребята, посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К.

Саврасов в своей картине "Грачи прилетели".

В. : Что же интересного увидел художник и изобразил на своей картине? (Он увидел как на березы опустилась стая грачей, как они шумят, радуются, что вернулись в свои старые гнезда).

В. : Расскажите мне о грачах, что они делают? (Поправляют, ремонтируют гнезда; они веселые, радостные, смешные. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.) у В. : Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд? (Здесь тихо, спокойно. Это окраина села, видно несколько домиков и белокаменную церковь. Вдалеке виден лес.)

В. : Какие деревья выбрали птицы? (Грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены).

В. : Ребята, посмотрите внимательно, есть ли на картине солнце? Как вы догадались? (Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивается сквозь облака, облака немножко - желтоватого цвета. На снегу видны тени от берез. Солнце, то выглянет, то спрячется за прозрачные облака).

В. : Какие облака изобразил художник? (Голубовато-серые, пушистые, прозрачные, немножко хмурые).

В. : А что можно о небе сказать? (Покрыто голубовато-серыми облаками. Оно низкое, грустное, холодное).

В. : Хорошо, молодцы. Расскажите, какой снег? (Потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, печальный, теплый, подтаивший).

В. : Ребята, а что вы чувствуете, когда смотрите на картину? (Немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.)

В. : Вам понравилась картина?

В. : Ребята, мы с вами рассмотрели картину, а сейчас попробуем составить рассказ. Сначала я расскажу вам, а потом вы. "Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами скромный сельский пейзаж. Это окраина села: видно несколько деревенских домов и белокаменную церковь. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Грачи направляют, ремонтируют гнезда. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве, птицы радостные и веселые. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной".

В. : Понравился мой рассказ? (Да).

В. : Давайте сейчас встанем и отдохнем и расскажем о березке.

Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод (ходьба по кругу).

Звенит сережками так нежно

И птичек в гости всех зовет (ритмично потряхиваем кистями,

делаем взмахи руками).

Раскроет свои руки - ветви, (руки вверх, пальцы раскрыть) Опустит ветки (пальцы вниз, руки вниз опускают)

Подставить солнышку листочки, .

Чтоб лучик на ветвях повис, (руки перед со^Ьй, ладони раскрыть,

опустить кисти вниз).

В. : Молодцы, немножко отдохнули, а теперь продолжаем. Кто хочет рассказать свой рассказ? (Рассказы детей).

В. : Очень хорошо. Молодцы. Красивые получились у Вас рассказы. А давайте сейчас поиграем в игру "Скажи ласково".

В. : Я скажу солнце, а вы солнышко; дерево - ветка - лист -. , ручей -. , цветок - птица - туча - лужа -.

Молодцы. Справились. Ребята, мне сегодня очень понравилось, как вы занимались. Какие красивые, чудесные составляли предложения. Какие красочные рассказы у вас получились. Ну, а сейчас представьте, что вы птицы, вернулись домой из дальних стран,

Ну-ка, птички полетели,

Полетели и присели,

Поклевали зернышки,

Поиграли в полюшке,

Водички попили,

Перышки помыли,

В стороны посмотрели,

Домой полетели.

Спасибо всем за работу. Вы были молодцы.

Публикации по теме:

Дидактические игры с цветом.Дидактические игры с цветом. Предлагаю вашему вниманию две дидактические игры,которые изготовлены из цветной бумаги и картона. Использую их для занятий со старшими дошкольниками.

Конспект занятия по рисованию «Грачи прилетели» в средней группе Конспект занятия по ИЗО /Средняя группа/ Тема: «Грачи прилетели» Цель: -учить детей внимательно рассматривать картину, рассказывать ее.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 22 февраля 2013 в 16:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД