Абросимова Лариса
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие во дворец многообразия слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила: Воспитатель Абросимова Л. П.
Цель: закрепление представления о слове, словах-друзьях, многообразия слов. Продолжать знакомить с протяженностью слов и делением их на слоги. Расширить знания об уменьшительно-ласкательных суффиксах.
Задачи: 1. Образовательная: Продолжать формировать представление о слоге как части слова через деление слова на слоги и подбор схемы к слову.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Путешествие во дворец многообразия слов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2024
2. Развивающая: Развитие художественного восприятия литературного текста через прослушивание выразительного чтения с использованием естественных интонаций, логических пауз.
3. Воспитательная: Формирование интереса к речевой деятельности, самостоятельности, проявление инициативы в решении познавательных задач.
Оборудование: Игрушки: машинка, трактор, кукла, медведь, пирамидка, мяч, корзина.
Ход занятия:
Организационный момент - Дети стоят в кругу.
Воспитатель: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся"
Актуализация знаний и способов действий.
Воспитатель: А сейчас такой дружной компанией мы отправимся в магазин «Детский мир». Посмотрите, сколько много здесь игрушек. Назовите их. (ответы). Вот сколько разных слов вы назвали. А слова звучат одинаково или по-разному? (по- разному). Но их можно объединить в одно слово – игрушки. А еще слова бывают короткие и длинные.
Вот вы назвали слово «мяч». Какое это слово? (короткое). Покажите, какое оно короткое (дети разводят руки в стороны). Ещё было слово «машина». Какое оно? (длинное).
Правильно, слова бывают разные, звучат по-разному, бывают длинные и короткие, обозначают различные предметы.
А еще одна слова можно использовать с «ласковым» значением, давайте сыграем в игру «Назови ласково» Я буду вам называть слово, а вы в ответ называть слово ласково мне!
Гриб - грибочек, лист - листочек,
Ветка - веточка, куст - кустик,
Ягода - ягодка, трава - травка,
Жук - жучок, елка - елочка,
Цветок - цветочек, шапка шапочка,
Дождь - дождичек, облако - облачко.
Пальчиковая игра «Дружба».
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Хлопают в ладоши).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. (Стучат кулачками друг об друга).
Раз, два, три, четыре, пять будем снова мы считать. (Загибают пальчики поочередно).
Раз, два, три, четыре, пять мы закончили считать. (Загибают пальчики поочередно, на др. руке).
Ребята, смотрите! У нас здесь стоит корзинка и в ней что-то находится, но чтобы узнать что внутри – нужно отгадать загадки.
«В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный,
Он зубами щелк,
Это серый … (волк)
«Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (лиса)
«С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком» (собака)
Воспитатель: Животные решили поспорить чье слово длиннее, давайте разделим слова на слоги и поможем им. Как мы это сделаем? (прохлопать слова).
Давайте узнаем сколько слогов в слове «волк»? (один)
Сколько слогов в слове «лиса»? (два)
Сколько слогов в слове «собака»? (три)
А теперь давайте расскажем животным, какое название длинное (собака, а какое короткое (волк).
Воспитатель: А сейчас у меня для вас ещё одно задание и называется она «Игра со звуками». Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з («песня комарика»). Рекомендуемые слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт, коза, машина, книга, звонок и др. Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
Воспитатель должен произносить слова медленно (если дети не подготовлены, то звук з в слова нужно выделить голосом: зонт, после каждого слова делать небольшую паузу, чтобы дети принимали в игре активное участие. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит этот звук.
Физкультурная минутка «Мы за руки возьмёмся».
Мы за руки возьмемся (дети берутся за руки и качают ими).
Друг другу улыбнемся: вот так, вот так (повороты друг к другу и улыбаемся).
Мы не будем ссориться (грозят пальцем).
Будем мы дружить (жмут две руки у себя над головой).
Ручками своими (фонарики).
Всех друзей любить (гладить друг друга по спине).
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть слова, а Вы мне будете отвечать, как одним словом можно их объединить.
Дидактическая игра «Назови одним словом»:
бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;
скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;
лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные
Итоги занятия
Воспитатель: Ребята, давай вспомним, что мы с вами сегодня делали? Кому сегодня мы с вами помогли? (животным: лиса, волк, собака). Ещё мы выделяли звук из слов. Закрепили понятие «длинное – короткое слово». Вспомнили обобщающие слова и умение делить слова на слоги. А так же закрепили слова в уменьшительно-ласкательных суффиксах. Спасибо за продуктивное занятие.