Марина Карпешина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «Золотая хохлома».
Воспитатель: Карпешина М. М.
Программные задачи:
-Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством;
-Совершенствовать навыки подбирать подходящие по смыслу слова;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Закрепить знания особенностей хохломской росписи : цвета, которые используют мастера; правильное название элементов;
-Закреплять умения называть слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом;
-Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных: стакан из стекла- стеклянный и т. д.
-Продолжать учить составлять описательные рассказы с опорой на схемы; использовать в рассказе различные предложения;
-Формировать интерес к народному творчеству.
Предварительная работа:
-беседы о народном творчестве;
-рассматривание иллюстраций и изделий народных умельцев;
-чтение художественных произведений о «Золотой хохломе» и ее мастерах;
-Д/И «Отгадай загадку»
-Д/упр «Оживи картинку», «Что перепутал художник?», «Дорисуй узор».
Материал к занятию :
Нераскрашенный деревянный стаканчик, изделия хохломских мастеров, альбом «Хохломская роспись», схемы Ткаченко для составления описательных рассказов, материал к Д/И «Выбери нужный элемент» и «Составь узор».
Ход НОД:
-Дети, сегодня мы совершим путешествие в одно удивительное место нашей России. Проходите в наше маршрутное такси. Сядьте удобно, поехали. Куда мы с Вами едем, узнаем сейчас.
Д/И «Доскажи словечко»
1. Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
(Золотая хохлома)
2. Стулья, доски и палати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
(Золотая Хохлома)
3. Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема
(Золотая Хохлома)
- Как вы думаете, куда мы с вами едем?
(В село хохлома)
- Хотите, я расскажу вам свою сказку о хохломе? (одобрение детей)
- Жил-был давным-давно мужичок, мастер деревянную посуду делать. Вот как-то раз решил на базаре сбыть выработанную продукцию. Пол дня на базаре провели все без толку. Развернулся в обратную дорогу, доехал до опушки и остановился – стыдно домой с пустыми руками возвращаться… Прилег на травку, а солнечный Лучик поиграть с ним задумал: бочок припекает, в глазок заглядывает, а мужик хмурый как тень. Спрашивает Лучик, чего он такой не живой прям как горшки его. Поведал мужик беду свою, что не продал ничего, а дома его детки с гостинцами ждут. Жалко Лучику стало мужичка и решил он ему помочь. – Вот, держи мой лучик золотой, вижу, что не бездельник. Так посмотри по сторонам и лучику моему применение найди. Посмотрел, подумал мужик, взял горшочек и лучиком на нем дорожку нарисовал и травинки да веточки золотые…
(Показ нераскрашенного стаканчика, затем раскрашенного)
- Ребята, за беседой мы и не заметили, как приехали на первую станцию «Вспоминайка». (На столе – альбом «Хохломская роспись». Дети вспоминают, какие краски и элементы узоров используют хохломские мастера).
- В хохломской росписи есть элемент осочка.
- В узорах хохломской росписи есть элемент- травинка.
- В хохломских узорах рисуют усики.
- В хохломской росписи есть элемент завиток.
- Хохломские узоры украшают капельками.
- Хохломские узоры расписывают листочками (простыми и сложными)
- В хохломской росписи рисуют цветочки.
- В хохломской росписи рисуют ягодки.
- Ребята, хохломские мастера настолько любили природу, что все элементы в своих узорах называют ласково.
Д/И «Назови ласково»
Трава- травка
Усы – усики
Капля – капелька
Ягода – ягодка/рябинка, малинка, брусничка и т. д.
- Пора ехать дальше. (Дети занимают свои места в «маршрутке»)
- Из чего изготавливали посуду мастера из села Хохлома? (из дерева)
Значит она какая? (деревянная)
Д/И «Скажи какой»
Кувшин из глины - …
Ваза из стекла - …
Чашка из фарфора - …
Шкатулка из керамики - …
Кастрюля из металла - …
Ложка из алюминия - …
- Вот и вторая станция «Веселая ярмарка» (На столе – хохломская посуда и другие изделия хохломских мастеров)
Воспитатель – продавец
Дети – покупатели
«Покупают» с помощью рассказа о каком-то предмете с помощью схемы Ткаченко.
Воспитатель:
Что я вижу!
Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво!
Аж захватывает дух!
- Едем дальше.
Сидя в «маршрутном такси»
Д/И «Подбери слово»
- Давайте придумаем разнообразные эпитеты (слова) и сравнения к слову «хохлома». (Яркая, красочная, жаркая, солнечная, сочная, блестит как золото, горит как жар птица и т. д.)
- Ребята, хохлому сравнивают с золотой осенью. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.
Третья станция «Мастерская народных умельцев»
2 команды (группы)
1. Д/И «Выбери нужный элемент»
2. Д/Упр. «Составь узор»
- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места.
- Ребята, как вы понимаете выражение «Бить баклуши» (бездельничать, ничего не делать).
- А какие пословицы о труде вы знаете?
(Дело мастера боится.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Кто не работает, тот не ест.
Сделал дело, гуляй смело.)
Рефлексия:
- Куда мы с вами путешествовали?
- Что нового и интересного узнали?
- Ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Следующий раз поедем в гости к другим мастерам.