Динара Хасанова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Медвежата Саня и Зоя»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: уточнить и закрепить правильное произношение звуков «з» и «с» (изолированно, в слогах, в словах, учить выделять звуки «с-з» из слогов и слов, упражнять в определении позиции звука в слове, учить согласовывать числительные с существительными; развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, связную речь, речевое дыхание и мелкую моторику пальцев; воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.
Материал и оборудование: игрушки-мишки, карточки с изображением предметов, карандаши, сундучок, картинки.
Ход:
1. Организационный момент
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Медвежата Саня и Зоя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем. Ни минутки не теряем.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришли в гости два медвежонка Саня и Зоя. (Показывает игрушки-мишки).
Воспитатель: Какие звуки вы услышали в начале имени наших гостей? Дети: Звуки «с» и «з».
Воспитатель: Правильно, мы будем распознавать эти звуки в слогах и словах.
Воспитатель: Саня и Зоя приглашают вас на прогулку в лес. Вы хотите погулять с ними? (Да)
Воспитатель: Но сначала нужно сделать гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика:
1)«Загони мяч в ворота»
2)«Месим тесто»
3)«Блинчик»
4)«Кто дальше загонит мяч»
5)«Чистим зубки
2. Основная часть.
1)Воспитатель: Итак, закрыли глазки и представьте, что мы попали в лес. (Включает мелодию звуков леса)
Дыхательная гимнастика «Ветер»:
Шли, шли и вдруг поднялся сильный ветер и стал сдувать листочки с деревьев. Давайте покажем, как сильно он дует!
Вдох через нос, выдох через рот плавный и длительный.
А теперь повторим, но на выдохе поем песенку: «з-з-з-з».
И еще раз, на выдохе: «с-с-с-с».
2)Воспитатель: Дети, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети: Звук «с» - согласный, глухой.
Воспитатель: Правильно. Как вы узнали, что он глухой?
(Дети показывают: прикладывают ладонь к своим подбородкам и произносят звук «с»)
Воспитатель: А звук «з» какой?
Дети: Звук «з» - согласный, звонкий.
Воспитатель: Как вы узнали, что он звонкий?
(Дети проделывают аналогичную работу)
Воспитатель: Правильно. Итак, скажите, чем похожи эти звуки?
Дети: Они оба согласные.
Воспитатель: А чем отличаются эти звуки друг от друга?
Дети: Звук «с» - глухой, а звук «З» - звонкий.
3)Дидактическая игра «Хлопни и топни»
Воспитатель: Дети, если услышите звук «С» - хлопаем, а если звук «З» - топаем;
1) С, З, С, З, С, С, З, С, З, З.
2) ЗА, ЗО, СО, СА, ЗЫ, СУ, СЫ, ЗУ.
3) САНКИ, ЗОЛОТО, ЗУБЫ, КОСА, КОЗА, НОС;
4)Воспитатель: Молодцы, дети! Скажите, какую ягоду любят медвежата? (ответы детей)
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»:
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)
За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем. И братишке отнесем. (Загибают пальчики, начиная с большого)
5)Развитие фонематического слуха и памяти:
Воспитатель: Собрали медвежата ягоду и сели на пенек отдохнуть. Вдруг услышали странные звуки, давайте мы с вами их попробуем повторить за медвежатами.
СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-СО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-ЗУ.
6)Подарки для Сани и Зои (игрушки).
Воспитатель: Возле пенька медвежонок по имени Саня увидел сундучок. Давайте посмотрим, что в этом сундучку. Ой, а там подарки для Сани и Зои! А чтобы узнать, кому, какой подарок, нам нужно отгадать загадки.
1)Под кустом таится И лисы боится. (Заяц)
2)Не пчела, не шмель, А жужжит. Неподвижно крыло. А летит. (Самолет)
3)С бородой, а не старик, С рогами, а не бык. С хвостом, а не корова. (Козел)
4)Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя, длинный и худой, Носит воду бородой. И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Краски и кисточка)
Воспитатель: Молодцы, дети, все загадки отгадали и помогли медвежатам получить их подарки!
7)Физминутка «А ну, попробуйте!»
А ну, попробуйте, ребята, От медвежат не отставать И заданья сложные Быстро выполнять: Сколько елочек зеленых, Столько сделайте наклонов. Сколько желтеньких кружков, Столько сделайте прыжков. Сколько на лугу коров, Столько сделайте хлопков. Приседайте столько раз, Сколько шариков у нас.
(После каждого вопроса-двустишия педагог показывает соответствующую картинку.
Дети считают количество нарисованных предметов, показывают на пальцах, и все выполняют указанное движение заданное количество раз.)
8)Работа с карточками.
Воспитатель: Наши медвежата устали и захотели вернуться домой. Но забыли обратную дорогу. Пролетал мимо дятел и вручил два задания для наших медвежат, тогда он покажет им дорогу домой. Поможем нашим друзьям справиться с заданиями? (Да)
1 задание: На столах лежат картинки с изображением разных предметов. Нужно выбрать те картинки, в названии которых есть звуки «з» и «с». Пусть первый ряд выбирает картинки со звуком «з», а второй и третий ряды – со звуком «с».
Дополнительное задание: Составить с этими словами предложения.
(Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет выполнение задания, хвалит детей).
2 задание: Нужно назвать и определить место звука в слове и закрасить соответствующий квадратик.
9)Воспитатель: Молодцы, дети! Вы помогли решить все задания и показать дорогу домой медвежатам. Давайте, попрощаемся с медвежатами!
Дети: До свидания, Саня! До свидания Зоя!
10)Воспитатель: Дети, а у меня есть еще одно задание «Замени звук «с» на «з»».
СОЯ - …ОЯ
САЙКА - …АЙКА
САХАР - … АХАР
СУП - …УБ
КОСА – КО…
ЛИСА – ЛИ…
КОСЫ – КО…
Воспитатель: Молодцы, дети!
11)Чистоговорки
ЗА – ЗА – ЗА, ЗА – ЗА – ЗА
ЗАЛ, ЗАВОД, ЗАБОР, ГЛАЗА.
ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ, ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ,
РОЗЫ, ВАЗЫ И ТАЗЫ
ЗО – ЗО – ЗО, ЗО – ЗО – ЗО
ЗОЛОТО. ВАЗОНЫ, ЗОНТЫ.
СА – СА – СА, СА – СА – СА
УКУСИЛА В НОС ОСА.
СО – СО – СО, СО – СО – СО
СТАЛ МОЙ НОС КАК КОЛЕСО!
СЫ – СЫ – СЫ, СЫ – СЫ – СЫ
НЕ БОЮСЬ Я ЗЛОЙ ОСЫ!
СУ- СУ- СУ, СУ- СУ – СУ
Я ОСУ В РУКЕ НЕСУ!
3. Итог.
Воспитатель: О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?
Дети: О звуках «з» и «с».
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Звук «з» - звонкий, а звук «с» - глухой.
Воспитатель: У нас на столе лежа солнышки. «Личики» у них разные: грустные и веселые. Выберите себе улыбающееся солнышко, если вы хорошо поработали сегодня на занятии, справились со всеми заданиями. Если же вы не довольны своей работой – возьмите «серьезное» солнышко.