Елена Панина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В Стране фразеологизмов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «По дороге фразеологизмов»
Цели:
• Познакомить детей с понятием «фразеологический оборот», историей появления некоторых фразеологических оборотов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „В Стране фразеологизмов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Фразеологизмы, крылатые выражения
- Темочки
• Развитие кругозора, расширять словарный запас детей
• Формировать у детей бережное отношение к родному языку.
• Первое знакомство с понятием
• Знакомства с популярными фразеологическими оборотами
• Рисование на тему знакомых фразеологических оборотов
• Беседы на темы популярных фразеологизмов
Оборудование:
Именные таблички, картинки с фразеологическими оборотами, вывеска «Жури», музыкальная заставка, карточки для оценки участников.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами еще раз отправимся в известную нам сказочную область нашего родного языка – Фразеологию. Где живет множество уже знакомых нам и еще незнакомых фразеологических оборотов. Только путешествие наше будет необычное. У нас будет конкурс. Для этого мы с вами разделимся на две команды, вы выберете капитанов. Посмотрим, какая команда быстрее и правильнее выполнит все мои задания. Мне очень хочется узнать, как вы научились понимать выражения, которые часто встречаются в нашей речи. Ну что, готовы?
Задание №1.
- выберете из двух словосочетаний то, которое употребляется в другом значении:
• Золотые зубы или золотые руки (умелые руки)
• Медвежья берлога или медвежья услуга (услуга, которая приносит вместо пользы вред)
• Волчий хвост, волчий аппетит (очень голодный).
Подсчитываются очки.
Задание№2.
-сейчас я прочитаю вам выражения. Догадайтесь, о чем идет речь?
• - Его вешают, приходя в уныние.
- Его задирают, зазнаваясь.
- Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
(нос)
• - Не цветы, а вянут.
- Не ладони, а ими хлопают, если чего не понимают.
- Не белье, а их развешивают очень недоверчивые люди.
(уши)
Подсчитываются очки.
Задание №3.
-рассмотрите картинки, которые вы выбрали. Подберите подходящее крылатое выражение к ней и объясните его.
• Витать в облаках
• Бросать слова на ветер
• Белая ворона
• Сесть в галошу
• Носить на руках
• Где раки зимуют
• На всю Ивановскую
Ребята объясняют, как они понимают эти выражения. Подсчитываются очки.
-А теперь немного отдохнем и посмотрим сценку, которая называется «Три Загадки».
Поссорились ребята. Один кричит:
-Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему и отвечает:
-Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежала к ребятам девочка и давай их
расталкивать. А они на нее напустились:
-Все сидишь и смотришь! Наверное, и спишь с
Открытыми глазами?
Тут девочка как крикнет:
-Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки….
- Какие крылатые выражения встретились в нашей сценке? (ребята отвечают и объясняют выражения).
-А теперь объясните мои слова:
Не ссорьтесь! Помните о том,
Что может быть беда -
В дым разругаетесь.
Потом – сгорите со стыда!
(ребята выражают свои мнения)
Задание№4.
-А теперь задание для капитанов. Прослушайте внимательно стихотворения, найдите в них крылатые выражения и расскажите об истории возникновения этого выражения.
За окном едва
Пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой, засучив рукава.
Вешать можно на гвоздь
Полотенце и трость,
Лампу, плащ или шляпу,
И веревку, и тряпку.
Но никогда и нигде
Не вешайте носа в беде.
Подсчитываются очки.
Задание№5.
- Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Помогите мне закончить выражения.
• Голоден, как ….(волк)
• Колюч, как…. (еж)
• Хитер, как….(лиса)
• Труслив, как….(заяц)
• Неуклюж, как…. (медведь)
• Нем, как…. (рыба).
Подсчитываем очки.
Задание №6.
- Ребята, помогите мне подобрать фразеологизмы к определенным моим высказываниям.
• Если человек очень устал (валится с ног)
• Если человек некрасиво одет (чучело гороховое)
• Если человек очень голоден (волчий аппетит)
• Если человек не умеет петь совсем (медведь на ухо наступил).
Подсчитываем очки, выявляем победителя.
-Ребята, вы просто умницы! Я хочу вам пожелать и дальше дружить с русским языком. Ведь наш русский язык очень богат, многообразен и красив. Всякий раз, общаясь с родными, друзьями и просто с окружающими людьми, не стесняйтесь пользоваться крылатыми выражениями. Употребленные к месту, они делают ее богаче и разнообразнее.