Ирина Николаевна Пересыпкина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.
Тема: «Родственные слова».
Программное содержание:
Познакомить детей с образованием родственных слов.
Упражнять в умении писать слова печатными буквами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Родственные слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Продолжать учить производить фонетический разбор, заданного слова, делить слова на слоги. Продолжать учить определять порядок слов в предложении, уметь показывать первое, второе, третье слово. Развивать внимание и логическое мышление.
Материал:
Тетради в линейку; простые карандаши на каждого ребенка; карточки с предметными картинками (родственные слова к слову: снег, зима); шапочка: снегирь, снеговик, снегурочка; костюм “Зимы”; мягкие модули.
Ход занятия
Дети входят в группу под тихую музыку и встают в круг.
Воспитатель: Я загадаю Вам загадку и вы узнаете о чем мы будем сегодня говорить.
Загадка:
Сверкает морозный узор на окошках,
и падает снег на деревья, дома,
Пурга замела все тропинки, дорожки,
На улице холодно - это… (зима)
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно, речь пойдет о зиме. Давайте с вами поиграем. Я буду задавать вопросы, а тот кому брошу снежок будет отвечать.
Вопросы:
• Как называется одежда которую мы носим зимой? (Зимняя)
• Какие птицы остаются зимовать? Одним словом. (Зимующие)
• Как можно сказать ласково о зиме? (Зимушка)
• Зверь в лесу пережил зиму. Значит, что он сделал? (Перезимовал)
Воспитатель: Правильно. Все эти слова: зимняя, зимующие, зимушка, перезимовал - похожи по звучанию и значению. Они родились от одного главного слова “Зима”. И называются – родственные слова.
Дети садятся за столы.
Задание: написать слово “зима” и сделать звуковой анализ слова.
Игра “Живые слова”
Дети составляют предложения со словами “зима” например: Наступила холодная зима. Каждому ребенку дается слово из предложения и они выстраивают слова друг за другом так, как стоят слова в предложении.
Физ. Минутка
Игра “Снежки”
Один, два, три, четыре, мы с тобой снежки слепили (меняют положение ладоней, лепят) круглый, крепкий (соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук) очень гладкий (гладят ладонью одной руки кисть другой руки) и совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем) раз подбросили (подбрасывают воображаемый снежок) два поймаем (приседают, ловят снежок) три уроним (приседают, роняют снежок) и …сломаем (топают).
Дети входят на ковер, садятся на мягкие модули. Воспитатель переодевается в костюм “Зимы” и рассказывает сказку.
Сказка
Однажды Зимушка-Зима пригласила в гости своих друзей: снегиря, снеговика, снегурочку. Но предупредила их, что войти в ее владения они смогут лишь тогда, когда каждый из друзей сделает столько шагов, сколько слогов слышится в его слове.
Первым полетел снегирь, он успел взмахнуть крыльями только два раза. Почему? (воспитатель одевает шапочку снегиря ребенку и предлагает прошагать слово сне-гирь). Затем пошел снеговик. Сколько шагов он сделал? Почему? (ребенок в шапочке снеговика, шагами делит слово на шаги сне-го-вик).
Последней пошла снегурочка и оказалась дальше всех. Почему? (ребенок в шапочке снегурочки делит слово шагами: сне-гу-роч-ка). Но вдруг расстроился снеговик. Ему стало очень обидно.
Снеговик: Я тоже хочу стоять рядом со снегурочкой.
Воспитатель: Ребята, как можно изменить слово “снеговик”, чтобы получилось четыре слога?
Дети: сне-го-ви-чок.
Выполнив все задания Зимушки-Зимы, друзья оказались в ее владениях. К ним на встречу вышла Зимушка-Зима и пригласила их в хоровод. Дети я тоже Вас приглашаю в хоровод, мы знаем эту песенку. (дети водят хоровод). Садятся за столы.
Воспитатель: А как вы думаете от какого главного слова они родились?
Дети: От слова “снег”.
Игра: “Расселим родственные слова по домам”
(Дети раскладывают предметные картинки в домики со словами “снег”, “зима”)
Итог занятия: С какими словами мы сегодня познакомились (с родственными).
Что такое родственные слова? (похожие по звучанию и значению).