Светлана Жмудь
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Лесная полянка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад села Бакчара.
(Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе)
Разработала:
Жмудь
Светлана Анатольевна,
логопед
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Лесная полянка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Цель: закреплять четкое произношение ранее изученных звуков, понятия о словах – антонимах, употреблять слова в уменьшительно – ласкательной форме, расширять словарный запас.
Развивать фонематический слух, навыки правильного дыхания, интонационную выразительность речи. Формировать смекалку, находчивость, сообразительность.
Ход занятия : Дети, прежде чем начать наше занятие, я хочу вам предложить интересное упражнение, которое поможет вам быть внимательными на занятии, отвечать быстро и четко, красиво и правильно, вы хотите этого?
Упражнение:
«Пальчиками ловко массируем головку, вверх и вниз, чуть вправо, влево
А теперь приступим к делу: мочки ушек отыщите и тихонько их помните, вверх и вниз, потом опять, можно долго их щипать.
А пальцем указательным, нужно обязательно, за ушком точку отыскать и вращать, вращать. 1,2,3,4,5 щечки можно пощипать, подбородочек и шею, станем мы бодрее»
- А теперь послушайте такую историю:
«Жила – была девочка Саша, она не умела правильно произносить звуки С и Ш и все время путала их, очень расстраивалась из – за этого.
Но однажды мама привела ее в детский сад, где учили детей правильно говорить. В группе дети не умели произносить некоторые звуки и говорили их так, как герои этой странной истории»
Педагог: Встретил Жук в одном лесу симпатичную Осу.
Жук: Ах, какая модница! Пожжвольте пожжнакомиться?
Оса: Уваззаемый прхоззый! На сто зе это похоззе? Вы не представляете, как вы сепелявите!
Педагог: И красавица – Оса улетела в небеса.
Жук: Штранная гражданка! Наверно иноштранка?
- Ребята, в каких словах заблудились чужие звуки? Такая история происходила и с вами не раз. Но шло время, вы усердно занимались и паучились произносить четко почти все звуки. Сегодня мы это узнаем.
- Послушайте, где – то звенят колокольчики! Кто же это может быть? (стук в дверь) .
-Заходите, гости дорогие! (входят два гнома)
Гномы: Гномы мы веселые, любим танцевать и хотим сегодня мы с вами поиграть.
1 Гном: 1.2.3 в зеркало смотри! 2 Гном: 1.2.3.4.5 – начинаем мы играть.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (в стихах)
1Гном: «На лесной опушке, где жила кукушка, вырос гриб волнушка – шляпка на макушке, сделаем упражнение «Грибок».
2 Гном: Язык книзу. Дети: Са-са-са укусила нос оса.
1 Гном: Ребята, скажите, какой я звук? А что вы знаете обо мне? (шипящий, твердый, глухой, согласный) «Ш»
2 Гном: А я кто? Что вы обо мне знаете? (свистящий, твердый, согласный)- «С»
Вместе: Спасибо, ребята, вы все о нас знаете.
- Садитесь с нами Гномы на занятие. А в лесу у Гномов происходят разные чудеса. А так, как все они случаются ночью, давайте погасим свечи.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
- Держим свечу перед собой, вдыхаем воздух через нос и медленно, постепенно выдыхаем через рот, дуя на свечу (3 раза) Погасили все свечи? Тогда повторяйте все за мной:
Оч-оч-оч – наступила ночь
Ча-ча-ча – горит в комнате свеча
Чу-чу-чу – погасили мы свечу.
- Ребятки, а вы хотите чудес? Наши милые Гномы принесли с собой карту лесной полянки, где живут они и их друзья, если мы доберемся до волшебного замка, нас ждет сюрприз, но для этого надо ответить на вопросы лесных друзей. Отправляемся в путь! Для начала заглянем в домик под цифрой 1, здесь живет добрый миленький котенок и задает вам такой вопрос:
1. Красные фишки поставьте на слова со звуком С, а зеленые – на звук Ш. Какие это слова?
Найдите на сюжетной картинке все слова со звуками С и Ш.
- Идем дальше, домик № 2, здесь нас ждет мудрая Сова и предлагает игру: «Что без чего не бывает?»
Не бывает сливы – без косточки, часов – без стрелок, автобуса – без колес, стула – без спинки, лисы – без хвоста, капусты – без листьев, сосны – без ствола (ответы детей должны быть со звуком С)
- Пиктограммой нарисуйте предметы со звуками С и Ш, у кого какая будет буква.
2. Вот мы у домика Петушка, он очень любит изменять все слова и
3. Старый Гном живет здесь и любит рассказывать истории, послушайте:
«Высоко в горах стоял замок. Жила в этом замке добрая волшебница Фея с красивой дочерью и умным сыном. Сына звали так, сто в его имени был звук С превращать их в ласковые слова, просит и вас сделать это.
Скворец – скворушка, домик – домишко, хлеб – хлебушек, петух – петушок, солнце – солнышко, гнездо – гнездышко, заяц – зайчишка, горох – горошек, корова – коровушка, рыба – рыбешка, воробей – воробышек. Как его могли звать? А дочку звали так, что в ее имени был звук Ш. Как ее звали?
Недалеко от доброй Феи жил злой волшебник Орбот. У него был сын, в его имени не было этих звуков. Как его звали? В саду Феи росли красивые цветы, в их названиях тоже были эти звуки, какие это были цветы? Тут же жили и животные со звуками С и Ш. Какие животные? А в саду злого волшебника росли только колючки да крапива, а дом его охраняли животные, в названиях которых не было этих звуков. Кто охранял замок?
- Вот мы подошли к домику №5, но мы устали и пора отдохнуть.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЖУК» (превратимся в жуков)
«На лужайке, на ромашке, жук летел в цветной рубашке,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь, низко – низко наклоняюсь».
4. Страусенок предлагает вам закончить предложения:
Верещунья – белобока, а зовут ее …сорока
Серый волк в густом лесу встретил рыжую… лису.
Часовщик прищурив глаз, чинит часики для…нас.
Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не …киска.
Что, ты, Петя не встаешь? Что ты песен не…поешь.
Уронила белка шишку, шишка стукнула…зайчишку.
Он с бубенчиком в руке, в ярко – красном колпаке, он веселая игрушка, а зовут его …Петрушка.
Целый день поет щегол в клетке на окошке, третий год ему пошел, а он боится…кошки.
- Подойдем к домику №6 – это домик Белочки. Она такая умница, умеет читать и писать, вас просит прочитать эти слова. (чтение слов с пропущенными буквами С и Ш)
Игра «Как зовут этих детей?» Са. а, Го. а, идр. (со звуками С и Ш)
- Соедините точки на листочке от цифры 1, какое живое существо получится?
- А здесь живет Красная Шапочка, она собирает цветы на полянке, поможем ей.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЦВЕТОК».
«Вырос высокий цветок на поляне, утром весенним раскрыл лепестки, Всем лепесткам красоту и питанье, дружно дают под землей корешки».
Выполним задание Красной Шапочки: Игра «Скажи наоборот»
Тихий –шумный, плохой – хороший, храбрый – трусливый
Гладкий – шершавый, медленный – шустрый, печальный – радостный,
Грустный – веселый, узкий – широкий, порочный – шаткий
Тьма – свет, слабый – сильный, темный – светлый.
5. Вот мы у домика Винни – Пуха и Пяточка. Вини – Пух всегда так быстро говорит, что его очень трудно понять, давайте ему покажем, как мы умеем говорить четко и красиво.
СКОРОГОВОРКИ:
«Саша с Машей неспеша, шьют сапожки кошке, но не будет кошка носить эти сапожки»
«Соня и Саня весело смеялись: шесть пушистых кошек мышонка испугались».
«Саша сегодня в гости спешит, снова он шутками всех насмешит»
«Саша любит сушки, а Соня ватрушки».
- Наконец –то мы у волшебного замка, но где сюрприз?
Гномы: А он у нас! Где то прячется сейчас, надо слово нам прочесть, чтоб сюрприз был тотчас здесь! ( дети читают: слово «Умница» - Да, все вы умницы и молодцы, хорошо потрудились и сюрприза вы добились!
Гномы вручают детям сувениры, игрушки – гномы, сделанные из яичной скорлупки, а также талисманы и сладости.
-Ребята, талисман – это предмет, который приносит счастье и удачу. Но удача будет сопутствовать тому, кто выполнит последнее задание, указанное на обратной стороне талисмана.
Реши кроссворд, допиши недостающие буквы в словах.
Предмет мебели – ст (л, самое большое животное – сл. (он, ночная птица – со (кол)
Литература, используемая для составления занятия :
Журнал Д/вопитание 8-98; 6-99;9-99.
Е. Алифанова, Н. Егорова – Логопедические рифмовки и миниатюры.
А. Максаков, Г. Тумакова – Учите, играя
И. Лопухина – Логопедические игры и упражнения
В. Коваленко, С. Коваленко – Индивидуальная и подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.
И. Лопухина – Логопедия – 550.