Светлана Евсеенкова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по русским народным сказкам»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» муниципального образования – Ершичский район Смоленской области
Конспект занятия по развитию речи в
Тема «Путешествие по русским народным сказкам»
с использованием технологии мнемотехника.
Подготовила и провела : Воспитатель Евсеенкова С. В.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст: 6 лет.
Тип занятия : Комбинированное.
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку загадкам, эпизодам. Формировать умение передавать содержание сказок с помощью мнемотаблиц.
Развивающие : Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты для моделирования, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии зрительная гимнастика, физминутка, Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с мнемотаблицами и другими различными материалами.
Продолжительность занятия : 30 мин
1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг.
Воспитатель: Дети, какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
В этот чудесный день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
2. Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей) (Да)
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными? (потому что, их сочинил народ). Правильно, сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были. В некотором царстве, в некотором государстве. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
- вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать.
Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь?
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки» : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку).
Воспитатель:
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.
Дети давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!».
Вот мы с вами оказались в стране «Русских народных сказок»
«Нам клубочек, помоги, куда надо приведи!» (клубочек покатился к сундучку).
- Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
Ответы детей: Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Посмотрите, какого цвета? (красная)
Воспитатель: Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги!
(Клубок приводит детей к магнитной доске, на котором письмо от Бабы Яги «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень. Видите, во что я превратила ваши любимые сказки? Сумеете узнать сказку и рассказать ее, получите еще одну страницу!»
Игра «Какая сказка спряталась в таблице?»
Воспитатель: Какая-то схема. Как вы думаете, какая сказка изображена на этой схеме? (Ответы детей).
Воспитатель:
Правильно! Какие вы молодцы!
Воспитатель:
Давайте попробуем рассказать сказку по этой схеме.
Воспитатель:
Какие вы молодцы!
Воспитатель:
- И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (оранжевого).
Воспитатель: Клубочек, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки).
Игра «Помогите!».
Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»)
«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»)
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Какого цвета? (Желтого)
- Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет!
Разминка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель:
- Отдохнул наш клубочек и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится письмо).
Рассмотрите картинки, из первых букв названий этих картинок составьте фразу
жираф арбуз расческа
петух тарелка иголка цыпленок апельсин
– Ребята, скажите, в какой сказке встречается этот сказочный персонаж?
- Вот мы и еще одну страницу книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого)
- А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу там письмо с загадками)
- Любите отгадывать загадки? Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки. Эти сложные загадки.
Воспитатель: Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам сразу две страницы!
Красна девица, грустна. Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко. Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
Жила на свете сирота,
С работой управлялась ловко,
Ведь помогала ей коровка.
За ней следили три сестры.
Назовите, кто они?
(Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка.)
Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки?
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
Конь бежит, земля дрожит,
Из ушей огонь валит,
Из ноздрей дымище –
Вот так конь-конище!
Я ведь вещая каурка!
Кто же я? (Сивка-бурка)
Воспитатель:
- Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще две страницы. Какого они цвета? (голубого и синего)
- Клубок зовет нас вперед! Осталась еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.
- Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!-
Воспитатель:
- Вот и последние страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)
- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).
- Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Здесь спрятались сказочные герои, которые жили на страницах нашей книги. Давайте их разместим по страницам.
Рефлексия:
3. Воспитатель: Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
Давайте закроем глаза.
И скажем: раз, два, три, четыре, пять. Возвратимся дружно в сад.
Воспитатель:
Ребята, где мы с вами побывали?
Как вы считаете, мы помогли Книге?
Тяжело было книге помогать?
Ребята, что было самым интересным?
А как вы думаете, почему мы справились со всеми заданиями?
Вы все молодцы! Я рада, что наше путешествие вам понравилось.
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки.