Надежда Шавкунова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну «Пиши-читай»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну «Пиши-читай»
Образовательная область: Речевое развитие
Цель: Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Задачи:
Образовательные:
• закреплять умение детей делать схемы слов;
• закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков;
• совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок, писать печатными буквами;
• закреплять умение считать в обратном порядке от 1 до 20;
• упражнять в слитном чтении.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Путешествие в страну „Пиши-читай“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим;
Развивающие :
• развитие навыков речевого общения;
• развитие зрительного и слухового внимания;
• развитие общей моторики и координации речи с движением;
• развитие зрительного внимания, мышления, творческого воображения;
• развивать умение составлять предложения из заданных слов.
Предварительная работа: Дидактические игры «Разгадай слово». Составление предложений из заданных слов. Составление схем составленных предложений.
Материалы и оборудование: буквы (алфавит, слова-предложения на цветном картоне, листочки, д/и «Угадай, как нас зовут?», простые карандаши, буквенно-числовые карточки от 1 до 20, 2 письма, посылка.
Ход занятия:
1 Этап. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, давайте его прочитаем? (зачитывает письмо вслух) Ребята, будем делать?
Дети: Надо помочь!
Воспитатель: Как, вы уже знаете, что в волшебную страну можно попасть только, пройдя пароль, а выйти из нее будет еще сложнее.
2 Этап. Основная часть
1. Прохождение пароля (Приложение 1).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А вот и первое задание. Ребята, как вы знаете, русский алфавит состоит из 33 букв, а буквы, в свою очередь, делятся на звуки.
2. Работа с алфавитом (Приложение 2).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь следующее задание: из слов нужно составить предложение и прочесть его.
Работа за столами (Приложение 3, 4, 5).
3. Составление предложений из предложенных слов.
4. Зарисовка схемы предложения.
5. Составление схем слов.
Физминутка (Приложение 6).
Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься. Ребята, Опечатка зашифровала имена жителей страны Пиши-читай. Мы должны им помочь прочесть их имена по первым буквам этих картинок.
7. Дидактическая игра «Угадай, как нас зовут?» (Приложение 7).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы помогли вспомнить имена жителям, Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо пройти пароль на выход из волшебной страны. Для этого вам нужно разложить числовые карточки от 1 до 20 в обратном порядке. Если вы все сделаете правильно, то узнаете пароль.
9. Прохождение пароля на выход из волшебной страны (Приложение 9).
Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно?
Дети: Немного трудно, но интересно!
Воспитатель: Ребята. Нам еще одно письмо пришло. А ну-ка, что там… (читает письмо).
Раздача подарков.
Воспитатель раздает детям подарки от Пиши-Читая – красивые ручки и яркие блокноты.
3 Этап. Рефлексия
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие.
Что ребята вам понравилось? Что было сложно? С каким заданием справились легко и быстро?
Огромное всем спасибо!
Приложение1. Письмо Пиши-читая.
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай. Мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать.
Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.
Приложение 2. Письмо Пиши-читая.
Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и блокноты. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Пиши-Читай.
Приложение 3. Прохождение пароля.
Цель: закрепить знания детей о русском алфавите, о гласных и согласных звуках.
Дети выстраиваются в колонну, поочередно отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)
3. Сколько согласных букв? (21)
4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
5. Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)
6. Что ставится в конце предложения? (Точка)
7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
8. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
9. Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные)
Приложение 4. Работа с алфавитом.
Цель: закрепить знания детей о гласных и согласных звуках.
Ход задания:
Воспитатель: Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит. Нам нужно найти и назвать гласные буквы. Сколько их всего? (10). Назовите и покажите их.
Дети: А-Я, О-Е, Ы-И, Э-Е, У-Ю.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите их.
Дети: Есть. Буквы Ч, Щ всегда мягкие. Буквы Ж, Ш, Ц – всегда твердые.
Приложение 5. Работа за столами. Составление предложений из предложенных слов. Зарисовка схемы предложения.
Цель: закреплять умение детей составлять предложения из заданных слов; упражнять в умении зарисовывать схему предложения, выделяя первое слово в предложении и имена с большой буквы, обозначать предлоги в виде маленькой черточки, ставить точку в конце предложения.
Ход задания: на столе лежат полоски цветного картона (разной длины, в зависимости от количества букв в слове) : красного, синего, желтого, зеленого, оранжевого. На обратной стороне каждой полоски написано слово. Дети работают в парах. Каждая пара выбирает цветные полоски какого-либо цвета и садится за стол.
Дети выкладывают слова в нужной последовательности, чтобы получилось предложение.
Предложения:
1. Катя и Оля рисуют красками.
2. Дима и Саша играют с конструктором.
3. В школе дети читают и пишут.
4. Каждое утро дети делают зарядку.
5. В детском саду дети танцуют и поют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь нарисуйте схему своего предложения.
Дети рисуют каждый свою схему.
Воспитатель: Ребята, почему у вас первое слово в предложении обозначено большой буквой?
Дети: Потому что первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы.
Воспитатель: А почему у некоторых из вас третье слово в предложении тоже обозначено большой буквой?
Дети: Потому что имена и фамилии всегда пишутся с большой буквы.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Приложение 6. Физминутка.
Мы ногами топ-топ, Раз – сюда, два - туда,
Мы руками хлоп-хлоп! Повернись вокруг себя.
Мы глазами миг-миг, Раз – присели, два – привстали.
мы плечами чик-чик! Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два
Заниматься нам пора!
Приложение 7. Дидактическая игра «Угадай, как нас зовут?»
Цель: закреплять умение детей читать «зашифрованные» слова по первым буквам картинок.
Ход игры: дети берут листы картона, перевернутые вниз картинками. На каждом листе изображен мальчик или девочка, под ними наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя «жителя» страны Пиши-Читай.
Приложение 8. Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке, упражнять в слитном чтении.
Ход игры: числовые карточки разложены на ковре в хаотичном порядке. Дети по очереди выкладывают числовой ряд от 1 до 20 в обратном порядке. После того как задание будет выполнено, воспитатель просит детей закрыть глаза, переворачивает карточки, дети открывают глаза и хором читают надпись.
Пароль: «Здравствуй, школа!»