Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи: «В окно повеяло весной» в старшей группе

Галина Ивахнова
Конспект занятия по развитию речи: «В окно повеяло весной» в старшей группе

Разработал воспитатель высшей категории: Ивахнова Г. А., АНО ДО «Планета детства «Лада», Д/С № 192 «Ручеек», г. Тольятти

Программное содержание:

1. Обучать детей подбирать родственные слова, упражнять в словообразование прилагательных и глаголов с помощью приставок и суффиксов.

2. Формировать умение использовать в речи формы существительных в родительном падеже; упражнять в согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, подборе родственных слов.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи: „В окно повеяло весной“ в старшей группе» размещена в разделах

3. Развивать умение передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, умение отвечать на поставленные вопросы, в соответствии с содержанием пересказывать прочитанный отрывок.

4. Развивать логическое мышление, воображение.

5. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в любом времени года.

Материал.

Демонстрационный:

• магнитная доска,

• мольберт,

• кассета с аудиозаписью,

карточки с изображением: камень, ручей, сосулька, солнце.

• фишки – наклейки.

Раздаточный:

предметные картинки с изображением: чулок, носок, валенок, варежек,

ботинок, шарфов, сапог.

Словарная работа:

«мокрый», «грязный», «весенний», «веснушки», «веснянки», «снег потемнел», «стало небо выше», «треснул лед».

Предварительная работа:

1. Чтение сказки «Двенадцать месяцев» С. Маршака.

2. Наблюдение на прогулке за снегом, деревьями, птицами.

3. Рассматривание картины «Времена года» - различать времена года по их характерным признакам, с их последовательностью.

4. Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели» (художественное рассказывание по картине).

Методические приемы:

1. Слушание аудиозаписи отрывка из сказки «Двенадцать месяцев»

С. Маршака.

2. Подбор родственных слов к слову «весна».

3. Игра – «Угадай, что это?» (ТРИЗ прием).

4. Д/и «Закончи предложение» (по смыслу)

5. Игра «Чего не стало?»

6. Физкультминутка.

7. Чтение сказки Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

8. Пересказывание сказки детьми (начало, середина и конец сказки).

9. Анализ.

10. ТРИЗ «Фантастический префикс» (создание новых слов).

Ход занятия.

Дети садятся в круг. Звучит аудиозапись отрывка стихотворения С. Маршака

из сказки «Двенадцать месяцев».

«Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Буд–то раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей,

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки.

И на вербах серебром

Светятся сережки».

Воспитатель: Ребята, о каком времени года говорится в этом замечательном стихотворении?

Дети: О весне.

Воспитатель: Правильно, ребята. А какие слова – родственники есть у слова «весна»?

Дети: Весенний, весеннее, веснушки, веснянки.

Воспитатель: Почему вы думаете, что это слова – родственники?

Дети: По смыслу похожи.

Воспитатель: Хотите поиграть с весенними словами?

Дети: Да.

Воспитатель: Я буду говорить, а вы отгадывать, о чем я говорю. Весенний, что это?

Дети: День, ручей, снег, цветок.

Воспитатель: Весенняя? Что это?

Дети: Картина, погода, трава.

Воспитатель: Весеннее? Что это?

Дети: Небо, солнце, облако, настроение.

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем стихотворение еще раз. Обратите внимание, какие приметы весны называет в нем автор.

Звучит аудиозапись.

Воспитатель: Кто из вас, какие приметы запомнил?

Дети называют строки из стихотворения: «снег потемнел», «треснул лед», «стало небо выше».

Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: Ребята, представьте мы с вами в весеннем лесу. Пойдем по лесу потихоньку, чтобы…

Дети: Не спугнуть птиц, зверей.

Воспитатель: Идем, раздвигаем ветки, чтобы…

Дети: Не уколоться.

Воспитатель: Вышли на поле и увидели – черных грачей. Они первыми прилетают, чтобы…

Дети: Вывести птенцов, свить гнезда.

Воспитатель: Мы их называем перелетными, потому что…

Дети: Они улетают на зиму, а весной прилетают.

Воспитатель: Когда мы собираемся с вами на прогулку в лес весной, то мы все равно одеваемся тепло. Давайте вспомним, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на прогулку.

Дети: Пальто, ботинки, куртку, брюки, шапку.

Воспитатель: А я для вас приготовила картинки.

Воспитатель показывает картинки с изображением: носок, сапог, пальто, рукавичек, шарфов, брюк.

Воспитатель размещает на доске картинки, дети называют.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Чего не стало?». Ребята, закройте глаза.

Воспитатель убирает одну картинку.

Дети, открыв глаза, должны назвать чего не стало.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно ответили. А теперь, давайте вспомним физкультминутку «Как-то раннею весной».

Как-то раннею весной

На опушке лесной, Дети стоят в кругу

Появилась стая птиц

Не скворцов и не синиц,

А большущие грачи. Дети бегут на носочках, чуть подняв согнутые в локтях руки

Цвета черного, как ночь

Разбежались на опушке Приседают

Прыг – скок, крак – крак,

Там сучок, там червяк! Бегут в разные стороны

Воспитатель: Ребята, садитесь поудобнее и послушайте сказку Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

Воспитатель рассказывает сказку. После воспитатель задает вопросы детям.

Вопросы воспитателя:

• О чем говорится в этой сказке

• Какие приметы весны перечислил автор в этой сказке?

• Почему Камень считал, что весну делает он?

• Почему Ручей считал, что без него не будет весны?

• Почему Сосулька считала себя самой важной, самой главной для наступления весны?

• Кто же играет главную роль в наступлении весны?

Воспитатель: А сейчас, я прочитаю рассказ еще раз, а вы послушайте очень внимательно, потому что будете пересказывать.

Воспитатель еще раз рассказывает сказку.

Воспитатель: Ребята, кто из вас хочет пересказать сказку?

Воспитатель приглашает трех желающих.

Воспитатель: Ребята, договоритесь между собой, кто из вас перескажет начало сказки, кто середину, а кто закончит сказку. Итак, начинайте пересказ.

Дети рассказывают.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, наши рассказчики смогли пересказать сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Чей пересказ вам больше всего понравился?

Дети: Даши.

Воспитатель: Мне тоже понравился пересказ Даши, потому что она смогла точно передать сюжет сказки. Молодцы, ребята. Поиграем в игру «Новые слова»?

Дети: Да.

Воспитатель показывает карточку, где нарисованы: сосулька, солнце, ручей, камень.

МАКСИ СОСУЛЬКА

РУЧЕЙ

КАМЕНЬ

СОЛНЦЕ

СОСУЛЬКА

МИНИ РУЧЕЙ

КАМЕНЬ

СОЛНЦЕ

СОСУЛЬКА

РУЧЕЙ

НЕ КАМЕНЬ

СОЛНЦЕ

Вопросы воспитателя:

• Как вы думаете, что это за мини – сосулька?

• Не сосулька, что это тогда?

• Что такое не камень?

• Что такое не ручей?

• Что такое мини – ручей?

• Что такое макси – ручей?

• Что такое мини – солнце?

• Что такое макси – солнце?

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по весеннему лесу. Весеннее солнце благодарит вас за активное участие и дарит свои волшебные фишки – наклейки.

Публикации по теме:

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи: «В окно повеяло весной» в старшей группе
Опубликовано: 29 марта 2013 в 19:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День динозавров. Передвижка «Динозавры»

Динозавры – загадочные животные, некогда населявшие нашу планету. Откройте детям их тайну – расскажите об этих исчезнувших обитателях Земли!

15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД