Ирина Лапина
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Хорошее настроение для Лисенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизация и развитие речи детей, обогащение словарного запаса.
Задачи:
Закрепить умение подбирать слова противоположные по смыслу (антонимы);
Продолжать учить произносить звукосочетания (му-му, гав-гав, кря-кря, мяу-мяу и др);
Продолжать развивать артикуляционный аппарат;
Развивать связную речь детей;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Воспитывать у детей желание внимательно слушать взрослого, повторять простые предложения; способствовать развитию разговорного общения; в ходе занятий поощрять активность, любознательность;
Воспитывать нравственные качества малышей: сострадание, желание прийти на помощь;
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, доброе отношение к игровым персонажам, окружающему миру, создавать радостное настроение.
Актуальность: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: "Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи".
Оборудование: игрушка «Лисенка», «Веселый мячик», билетики на поезд, магнитофон, набор картинок с изображением больших и маленьких машин, барабанов, дудочек, пароходов, шаров, молотков.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам сегодня в гости пришел? (воспитатель показывает игрушку лисенка).
Дети: лисенок
Воспитатель: Давайте с ним поздороваемся. Здравствуй лисенок!
Лисенок : (грустно) Здравствуйте дети.
Воспитатель: Что случилось, лисенок?
Лисенок : Я проснулся сегодня утром, а мое хорошее настроение пропало.
Воспитатель: Ну это не беда! Мы с ребятами поможем тебе его отыскать. Ведь правда, ребята?
Дети: Да!
Лисенок : Ой, спасибо. А то без хорошего настроения у меня ничего не получается.
Воспитатель: Путь нам предстоит долгий. Поэтому мы с вами отправимся на транспорте. А вот на каком? Это мы сейчас узнаем.
(звучит гудок)
Дети: Поезд!
Воспитатель: Правильно. Но чтобы сесть в поезд, нам нужны билеты. Их мы получим, поиграв в игру:
«Скажи наоборот».
Кто правильно ответит на вопрос, тот и получит билетик. Готовы? Слушайте внимательно.
(Воспитатель называет признак предмета, а дети должны подумать и назвать противоположное по смыслу слово).
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры:
1. Дедушка старый, а внук (молодой)
2. Дерево высокое, а куст (низкий)
3. Дорога широкая, а тропинка (узкая)
4. Перо легкое, а гиря (тяжелая)
5. Слон большой, а мышка (маленькая)
6. Волк злой, а зайчик (добрый)
7. Фрукты растут высоко, а овощи (низко)
8. Днем светло, а ночью (темно)
9. Сахар сладкий, а лимон (кислый)
10. Снег белый, а земля (черная)
11. Стол высокий, а стул (низкий)
12. Суп горячий, а мороженное (холодное)
13. Воспитательница одна, а детей (много)
14. Мама молодая, а бабушка (старенькая)
15. Лук горький, а торт (сладкий)
16. Зимой холодно, а летом (жарко)
17. Дельфин гладкий, а кошка (пушистая)
18. Медведь большой, а заяц (маленький)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы можем отправляться на поиски.
(звук поезда)
Воспитатель: Мы попали с вами на берег красивой реки. Дорога была дальняя, мы с вами засиделись. Давайте разомнемся.
Физкультминутка: «Ножками потопаем, ручками похлопаем…»
Мы ногами – топ-топ, (топают ногами)
Мы руками – хлоп-хлоп, (хлопают в ладоши)
Мы глазами –миг-миг, (Руки на поясе, моргают глазами)
Мы плечами- чик-чик, (Руки на поясе, плечи вверх-вниз)
Раз - сюда, два- туда, (Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два- привстали, (Выполняют движения по тексту)
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали-
Ванькой- встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Раз-два, раз-два, (Стоя, поднимают руки через стороны вверх)
Отправляться в путь пора! (Опускают руки вниз)
Лисенок : Надеюсь, что здесь мы отыщем мое хорошее настроение.
Воспитатель: Но чтобы нам это удалось, необходимо сыграть в игру:
«Веселый мяч».
(Воспитатель по очереди бросает мяч детям и называет животного, звук этого животного ребенок произносит).
Лисенок : Что –то не нашлось мое хорошее настроение.
Воспитатель: Не переживай, лисенок. Отправляемся дальше на поиски.
(звук поезда)
Воспитатель: Мы прибыли в горы. Давайте здесь попробуем отыскать хорошее настроение нашего лисенка. Чтобы у нас это получилось, поиграем в игру:
«Маленький - большой».
( Воспитатель показывает детям картинки с изображением предметов: одного маленького, другого большого)
Воспитатель: Ребята, как сигналит большая машина? Громко или тихо?
Дети: Громко!
Воспитатель: Давайте вместе просигналим громко «Би-би!»
Воспитатель: А как сигналит маленькая машина? Громко или тихо?
Дети: Тихо!
Воспитатель: - Давайте вместе просигналим тихо «Би-би»
(Далее воспитатель показывает детям остальные картинки с изображением барабанов, дудочек, пароходов, молотков. Дети по очереди произносят звуки, которые издают эти предметы громко или тихо).
Лисенок : Что-то и здесь нет моего хорошего настроения.
Воспитатель: Не переживай, лисенок. Мы обязательно отыщем его. Давайте скорее отправляться дальше в путь. (звук поезда).
Воспитатель: Мы с вами попали в сказочный лес.
Лисенок : Это же мой лес! Здесь мы точно найдем мое хорошее настроение!
Воспитатель: Мы с ребятами очень постараемся. А для этого поиграем в игру:
«Один – много»
(воспитатель называет слово в единственном числе, а дети должны назвать это же слово, только во множественном числе)
Дом – дома,
Глаз – глаза,
Стул – стулья,
Друг – друзья,
Зайчонок – зайчата,
Медвежонок – медвежата,
Цыпленок – цыплята,
Утенок – утята,
Поросенок – поросята,
Ягненок – ягнята,
Жеребенок – жеребята,
Теленок — телята.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, лисенок наш улыбается! Лисенок, ты нашел свое хорошее настроение?
Лисенок : Кажется да! Мне так понравилось играть с ребятами. Это так весело!
Воспитатель: Очень хорошо! Нам с ребятами пора возвращаться в детский сад. До свидания, лисенок.
Дети: - До свидания!
Лисенок : Спасибо вам большое. До новых встреч.
(звук поезда)
Воспитатель:
Вот и все! Вернулись в сад!
Детский сад нам очень рад!
Лисенку с вами помогли,
Настроение нашли.
Ну вот мы и вернулись из увлекательного путешествия. Вам понравилось?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подарим хорошее настроение друг другу и поиграем в музыкальную игру:
«Если нравится тебе, то делай так.»
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп.
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп (Хлопать в ладоши).
Если нравится тебе,
То делай так: шлеп-шлеп.
Если нравится тебе,
То делай так: шлеп-шлеп.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: шлеп-шлеп. (Ладонями шлепать себя по коленям).
Если нравится тебе,
То делай так: тук-тук.
Если нравится тебе,
То делай так: тук-тук.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: тук-тук. (Кулаками стучать по полу).
Если нравится тебе,
То делай так: топ-топ.
Если нравится тебе,
То делай так: топ-топ.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: топ-топ. (Топать ногами).
Если нравится тебе,
То делай так: ай-ай.
Если нравится тебе,
То делай так: ай-ай.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: ай-ай. (Качать головой вправо-влево. Руками поддерживать щеки).
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп,
Шлеп-шлеп, тук-тук,
Топ-топ, ай-ай.
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп,
Шлеп-шлеп, тук-тук,
Топ-топ, ай-ай.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи,
Если нравится тебе,
То делай так: хлоп-хлоп,
Шлеп-шлеп, тук-тук,
Топ-топ, ай-ай.
При соответствующих словах: хлопать в ладоши, ладонями шлепать себя по коленям, кулаками стучать по полу (или по столу, топать ногами, качать головой вправо-влево, руками поддерживая щеки.