Елена Донец
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежели Вы Вежливы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка-детский сад №390 Дзержинского района г. Волгограда
Конспект занятия по развитию речи
ТЕМА: «Ежели Вы Вежливы»
(Реализуемая программа «Детство»)
Разработала:
воспитатель первой категории
Донец Елена Викторовна
Вид занятия: Социально-личностное развитие
Тип занятия: Развитие речи
Публикация «Конспект занятия по развитию речи Тема: „Ежели Вы Вежливы“» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тема: «Ежели Вы Вежливы»
Возраст: 5-6 лет (старшая группа).
Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.
Предварительная работа:
• Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».
• Дидактическая игра «Домик настроений».
Материал:
• Куклы «Би-ба-бо» (мальчик, девочка, лисенок)
• «Шапочка» котенка
• Игрушка котенка
• Диск с записью стихотворения А. Барто «Медвежонок-невежа»
• Д/и «Хорошие и плохие поступки»
• «Волшебный мешочек с сердечками»
• Схемы (Приложение 1)
Задачи обучения:
Формировать у детей понятия о моральных представлениях.
Учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства.
Учить детей активно участвовать в обсуждении.
Развивать осознание важности речи для общения с собеседниками.
Задачи развития:
Развивать внимание детей.
Развивать речевое общение.
Задачи воспитания:
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ребята отгадайте загадку: «Если б не было его, не сказал бы ничего» (как вы думаете, что это? Что помогает нам говорить). Правильно, язык.
Для чего нам нужен язык? (ответы детей). Правильно, чтобы разговаривать, петь, читать стихи. А ещё с помощью языка мы передаём друг- другу информацию, свои чувства и настроение. А чтобы с вами было приятно общаться, нужно уметь красиво и правильно говорить.
Ребята, посмотрите, кто это? (за ширмой надеваю на руки кукол «Би-ба-бо»: мальчика и девочку). Представьте, что это друзья Саша и Маша, они гуляли, гуляли и случайно встретились; постояли, помолчали, только глазками друг на друга посмотрели и пошли в разные стороны. А на следующий день, когда они снова встретились после прогулки, мальчик сказал: «А знаешь, в выходной я с мамой и папой ходил в цирк, там выступали такие красивые медведи, они катались на велосипеде, а коты – танцевали»; «А мне, - отвечает девочка, мама купила красивую, новую куклу и плюшевую собачку, я назвала её Тошка». После этого дети попрощались и весёлые побежали домой.
Ребята, скажите, какая встреча вам понравилась больше? Как интересней жить людям? (конечно, не просто молчать, а делиться друг с другом новостями).
У вас есть язычки, давайте посмотрим, как они умеют разговаривать. Вставайте в круг на игру «И я тоже». Я буду говорить, что я делаю, а вы если согласны отвечайте «и я тоже» и хлопайте в ладоши, а если нет – тогда молчите.
-Утром я встаю…
- чищу зубы…
-завтракаю…
-сам не одеваюсь, начинаю капризничать…
-выхожу на улицу…
-я гуляю…
- сажусь в грязную лужу…
- я люблю веселиться…
-люблю делать для мамы подарки…
-всех на улице обижаю…
-всегда говорю маме «спасибо»…
Ребята, вы молодцы, были внимательны; а почему вы не отвечали «и я тоже», когда я говорила про плохие поступки? (ответы детей).
А теперь проходите на ковёр, представьте, что мы на лесной полянке и послушайте сказку про медведя: «Бежал как-то раз заяц по лесу, землянику собирал. Идёт ему навстречу медведь – цветы топчет, рычит. Заяц вежливо ему говорит: «Здравствуй, Мишенька!» Медведь язык высунул, да как зарычит: «Р-р-р-р». Заяц заплакал и ушел.
Медведь дальше идёт. На встречу лисичка. Бежит, солнышку радуется, улыбается. Увидела медведя, обрадовалась, говорит ему: «Здравствуй, Мишенька!» А он в ответ: «Р-р-р-р» заплакала лисичка и ушла.
Идёт медведь дальше. Навстречу пчела летит, мед собирает. Увидела медведя, жужжит: «Здравствуй, Миша». А он ей: «Р-р-р-р», да язык показывает. Рассердилась пчела и укусила Мишку прямо в язык.
Заревел медведь! Как же быть Мише? Будут теперь играть звери? Как себя чувствовали зайка и лисичка, когда медведь им язык показывал? Как можно сказать про Мишу, какой он? (невоспитанный, злой).
Итак, первое правило правильного общения: «Нельзя показывать язык». Давайте это правило обозначим схемой. (1) (Приложение 1)
А сейчас ребята покажут нам историю про девочку Машу. (Инсценировка: Ведущий: Однажды Маша стала играть с котёнком Мурзиком. Как весело они играли! Котёнок гонялся за мячиком, потом за бантиком, потом бегал за своим хвостом. А Маша смеялась.
Вдруг Маша схватилась за руку и стала хныкать. В это время вошла мама, увидела Машу и стала ругать котёнка.
- Как тебе не стыдно, Мурзик, ты оцарапал Машу. Вот я тебе…
Котёнок прижал ушки и спрятался.
Мама подошла к Маше и говорит:
- Покажи руку, надо йодом помазать.
- Что ты, мамочка, это я пошутила. Я ведь играла).
Что вы думаете о поведении Маши? Поняла ли Маша, что поступила неправильно?
Вот мы с вами и определили второе правило правильного общения: «Нельзя обманывать». Давайте его тоже обозначим. (2)
У вас язычки послушные, хорошие давайте вместе поможем Маше извиниться перед котёнком, скажем ему самые ласковые и нежные слова (вынести игрушечного кота).
Садитесь на свои места. Ой ребята, а к нам ещё кто-то в гости стучится (за ширмой надеваю куклу «лисёнка»). «Здравствуй, лисёнок!» «Здрасьте, здрасьте – мордасти! – какие-то вы все маленькие, грустные не хочу с вами играть, девчонок за косы люблю таскать, ха-ха-ха! Вот я кого – нибудь схвачу, схвачу и поколочу.
Ребята, вам нравится такой гость? Приятно с ним общаться? (он только обзывался, кривлялся и дразнился). Давайте лисёнку подскажем наше третье правило: «Нельзя обзываться и дразниться», это правило обозначим схемой. (3)
Ребята, а что вы скажете про медвежонка, о котором написала А. Барто, хорошо ли он поступал? (включаю запись стихотворения на диске)
-Можно грубить маме?
- Можно не уступать дорогу старшим?
-Можно перебивать разговор взрослых?
Да ребята, вы правы, а стихотворение так и называется «Медвежонок-невежа». (Приложение 2)
Итак, правило четвёртое: «Нельзя грубить взрослым».(4)
(За ширмой надеваю куклу «лисёнка»). Лисёнок: «Ребята, я запомнил все ваши правила, я больше не буду обзываться и дразниться, я исправлюсь, поиграйте со мной пожалуйста в игру. (Д/и «Хорошие и плохие поступки»). А ещё, я хочу подарить вам этот волшебный мешочек».
Дети по очереди достают из мешочка бумажные «сердечки», на которых написаны слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, до свидания, доброй ночи, благодарю, извините.
Это волшебные слова, с помощью которых разговаривает каждый вежливый человек, если они используются в речи и выполняются те правила, о которых мы с вами сегодня говорили, с таким человеком приятно разговаривать и дружить (это самое важное правило, которое мы должны запомнить).
Кто-то хочет быть похожим на медвежонка-невежу?
Я надеюсь, вы будете вежливыми детьми, а когда вырастите – воспитанными взрослыми; а «сердечки» можете подарить родственникам или друзьям.
Как называется человек, который умеет правильно и красиво общаться? ВЕЖЛИВЫЙ! Послушайте, как хорошо о вежливости написал С. Я. Маршак в стихотворении «Ежели вы вежливы». (Приложение 3)
(Отрывок из стихотворения читает ребёнок)
Литература:
Программа «Детство»
Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми»
Журнал «Дошкольное воспитание».
Приложение 1
Схемы
1.
2.
3.
4.
Источник: интернет
Приложение 2
МЕДВЕЖОНОК – НЕВЕЖА (Агния Барто)
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
В маму бил фигурою –
В медведицу бурую.
Уляжется медведица
Под деревом в тени,
Сын рядом присоседится,
И так лежат они.
Он упадёт. – Ах, бедненький! –
Его жалеет мать. –
Умнее в заповеднике
Ребёнка не сыскать!
Сыночек дисциплины
Совсем не признаёт!
Нашел он мёд пчелиный –
И грязной лапой в мёд!
Мать твердит:
- Имей в виду –
Так нельзя
Хватать еду!-
А он как начал чавкать,
Измазался в меду.
Мать за ним ухаживай,
Мучайся с сынком:
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.
Родители беседуют –
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!
Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу –
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.
Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног!
Взъерошенный, лохматый
Пришёл домой сынок
И заявляет маме:
- А я валялся в яме!
Ужасно он воспитан,
Всю ночь ревёт, не спит он!
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пошёл сыночек в гости –
Хозяйку укусил,
А медвежат соседки
Столкнул с высокой ветки.
Советоваться к мужу
Медведица пришла:
- Сынок-то наш всё хуже,
Не ладятся дела!
Не знает он приличий –
Он дом разрушил птичий,
Дерётся он в кустах,
В общественных местах.
Но вот дошло и до того,
Что на медведя самого,
Ра родного папу,
Мишка поднял лапу.
Отец,сердито воя,
Отшлёпал сорванца.
А медведица скулит,
Сына трогать не велит:
- Бить детей недопустимо!
У меня душа болит…
Нелады в семье
Медвежьей –
А сынок
Растёт невежей!
Я знаю понаслышке,
И люди говорят,
Что такие мишки
Есть среди ребят.
Приложение 3
ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ (Самуил Маршак)
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбусе
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будите
С товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы-
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.
И ежели вы
Вежливы,
Вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И целом переплёте.
Ежели вы
Вежливы,-
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребёнка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребёнку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» - говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без просу
Не берите!