Елена Ростова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в осенний лес» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по развитию речи
«Путешествие в осенний лес»
Подготовила:
Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №12 города Фрязино Московской области Ростова Е. Н.
Цель: обобщение и закрепление знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в осенний лес“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Расширять представления об образе жизни диких животных осенью, о том, как они готовятся к зиме, об их жилищах; обогащать словарь названиями:
Развивающая :
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.
Развивать общую и мимическую моторику, умение сочетать речь с движением, развивать воображение, логическое мышление, наблюдательность, эмоциональную сферу.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам, умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому, умение слушать друг друга, воспитателя.
Области интеграции:
«Познание» :
1. Расширить и обобщить представление детей о временах года, характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их;
2. Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни животных;
«Развитие речи»
1. Уточнять, обогащать, систематизировать словарный запас.
2. Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.
«Социально-коммуникативная»
1. Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
2. Воспитывать внимание, умение получать удовольствие и радость от занятия;
«Физическое развитие»
1. Укреплять здоровье детей и приобщать их к здоровому образу жизни;
2. Создать бодрое и радостное настроение;
3. Воспитывать интерес и желание жить в мире движений.
«Художественно-эстетическое»
1. Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.
2. Эмоционально реагировать на содержание и следить за развитием событий.
3. Выполнять музыкально-ритмичное упражнение в соответствии с текстом песни;
Предварительная работа:
•Беседы об осени.
•Рассматривание пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц; рассматривание альбома «Времена года».
•Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.
•Рассматривание репродукций художников.
•Чтение художественной литературы. Заучивание стихов.
Ход
Введение в тему Становитесь, дети, в круг.
Ты - мой друг, и я - твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе мы - одна семья:
Ты и я, ты и я.
- Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).
Под музыку «Звуки осеннего леса» дети проходят в зал, украшенный по – осеннему.)
Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения
Это лес стоит густой,
Нам качает головой.
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовёт и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Никого мы не обидим,
Чудеса твои увидим
А сейчас нам прочитают стихотворение про Осень : Василиса и Маша.
Проблемная ситуация - Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?
Дети: Это зайчик.
-Спросите, у него что случилось?
Дети: - Зайчик, почему ты плачешь?
Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.
Мотивация -Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?
Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.
Актуализация ранее приобретенных знаний - Наступила осень.
Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения).
- Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…
Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза)
- Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:
ф-ф-ф-ф-ф-ф.
И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:
с-с-с-с-с-с-с.
Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.
В: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
солнце - солнышко,
Лист - листочек,
Дождь - дождичек,
Ручей - ручеек,
Лужа - лужица,
Цветок - цветочек,
Ветер - ветерок,
Туча - тучка,
Зонт – зонтик,
Дерево – деревце,
Куст – кустик,
Заяц – зайчик.
Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще поиграем?
Игра: Зайка, зайка.
Игровое упражнение «Подбери слово».
Воспитатель:
У меня разноцветный мяч:
мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Осенью листья (что делают) – дети: желтеют, опадают.
Осенью (что делают с урожаем) – убирают, собирают,
Осенью птицы (что делают) – улетают,
Осенью деревья (что делают) – роняют листья.
Молодцы! А листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые.
Как можно назвать их одним словом?
(Разноцветные).
Осенью дождь (что делает)– идёт, моросит,
-Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)
Вот и к нам злая тучка залетела
Физминутка «Дождь и солнышко»
Добывание (сообщение и принятие) нового знания Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?
Зайчик отдает волшебный листок с загадками.
1. Кто, позабыв тревоги спит в своей берлоге? (медведь)
2. Нет ушей, не видно ножек. Шар в колючках — это. (ежик).
3. По ветке скачет да не птица, рыжая, а не лисица? (белочка)
Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.
Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.
-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?
Давайте проверим ваши высказывания.
Зайчик: вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.
Заключительная часть Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.
Попрощаемся и возвращаемся (под музыку «Звуки осеннего леса»)