Ольга Батурина
Конспект открытого занятия по развитию речи с применением технологии ТРИЗ «Домашние животные» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"
Направление: социально-педагогическое
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по теме: "Домашние животные"
(по развитию речи)
для детей в возрасте 5-6 лет.
разработчик:
педагог дополнительного образования
Батурина Ольга Анатольевна
Прокопьевск, 2013
Пояснительная записка
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи с применением технологии ТРИЗ „Домашние животные“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
В современных условиях человек должен обладать качествами, позволяющими творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Работая с детьми дошкольного возраста, понимаешь, какая ответственность ложится на тебя. Ведь именно в этот период времени формируются и развиваются качества, с которыми дети пройдут по жизни. Узнав о технологии ТРИЗ, я решила, что это именно то,что мне нужно. Изучив материалы, методы и приемы, прочитав методики Г. С. Альтшуллера –основателя этой теории,ознакомилась с работами А. Н. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изо деятельности», решила, что детям будет не только полезно, но и интересно. Думаю, что педагогу, неравнодушному к судьбе своих воспитанников нужно думать о том, как донести знания. Составляя план занятия я продумываю все до мелочей. Если вижу на занятии глаза детей блестят, а активность превышает 100%- занятие удалось – такую возможность дает ТРИЗ.
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Целью технологии является не просто развить фантазию детей,а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Воспитание творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Основой работы с детьми по этой технологии является педагогический поиск, т. е. мы не даем готовые знания, и не раскрываем истину, ребенок должен находить ее сам. Творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Чему я и учу своих детей. Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить все»,поэтому дети раскрепощаются, свободно и смело общаются со сверстниками, педагогами, что немаловажно для дальнейшей педагогической деятельности и не только. В своих занятиях я использую методы : поиска истины и сути, выявление противоречий в объекте, разрешение противоречий, изобретательство, решение сказочных задач, выход из сложных ситуаций, мозговой штурм, фокальных объектов, символическая аналогия и т. д. ТРИЗовские игры :»3 лишний», «Хорошо- плохо», «Да –нетки».
План-конспект учебного занятия "Домашние животные"
для детей 6-7 лет.
Направление: социально-педагогическое
Разработчик: педагог дополнительного образования, Батурина Ольга Анатольевна.
ЦЕЛЬ: закрепление знаний детей о домашних животных
Задачи:
- учить распространять предложение путем введения определений, однородных членов предложения;
- совершенствовать навыки ведения диалога, формирования фразы;
- учить образовывать множественное число существительных, употреблять падежные окончания;
- добиваться интонационной выразительности речи, развивать логическое мышление;
- учить выражать свои чувства мимикой;
- доброе, чуткое и бережное отношение к животным.
Оборудование: дидактические игры "Какой, какая, какие, какое?", "Один - много", подвижные игры, музыкальная игра "У бабушки Натальи", альбомные листы, карандаши, домик.
Используемые методы:
- словесные (беседа, объяснение);
- наглядные (иллюстрации, дом, показ);
- практические (игры, творческие задания, логоритмические задания).
Форма занятия : игра-путешествие.
Организационный этап 3 мин Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог: Что означает слово «Здравствуйте?»
Дети: Пожелание здоровья человеку, к которому обращено приветствие.
Педагог: Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте здоровья друг другу.
Дети: (здороваются)
Педагог: А теперь давайте пожелаем здоровья нашим гостям.
Дети: (здороваются с гостями)
Подготовительный этап 6 мин Педагог : Сегодня утром я получила письмо от бабушки Натальи из деревни, она приглашает нас к себе в гости. Поедем?
Дети : Да!
Педагог: У бабушки Натальи много животных. Она за ними ухаживает, много работает и детишек учит. Сегодня на занятии вы узнаете, какие домашние животные есть у бабушки Натальи? А какие пословицы и поговорки вы знаете о добре и труде?
Дети: «Жизнь дана на добрые дела», «Хорошие поступки украшают человека», «Будешь трудиться, будут хлеб и молоко водиться», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» - пословицы.
Основной этап 24 мин Педагог: Игра – пальчиковая гимнастика «Дружат в нашей группе девочки и мальчики». А теперь отправляемся в путь. Бабушкиных животных слышно далеко, поэтому прислушайтесь, что за животные кричат? (Звучит аудиозапись «Домашние животные». Выходит бабушка Наталья.)
Здравствуйте, ребятки! Как я рада, что вы приехали ко мне в гости! Вы, наверное, хотите узнать, какие животные у меня живут?
Дети: Да!
Педагог: А когда вы ехали, слышали, как они кричат?
Дети: (ответ детей).
Педагог: Живут мои животные вот в этом домике.
Он называется – «хлев» (показывает).Как называется этот домик?
Дети: (ответ детей)
Педагог: Каких животных вы слышали? А я скажу, живут ли такие животные у меня.
Дети: Коровы, собаки, кошки и т. д.
Педагог: (достает из-за хлева картинки с изображениями животных, которых назвали дети. А тех животных, которых они забыли назвать, загадываю загадки. Провожу дидактическую игру: «Какой, какая, какие?» Дети по очереди подходят к стенду, берут изображения животного). Кто это?
Дети: Это корова. Какая она?
Педагог: Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая. А это кто?
Дети: Это собака.
Педагог: Какая она?
Дети: Маленькая, коричневая, умная, пушистая и т. д. (один ребенок описывает её, остальные добавляют)
Педагог: Как этих животных можно назвать одним словом?
Дети: Это домашние животные.
Педагог: Какие они?
Дети: Добрые, полезные, нужные.
Педагог: Молодцы, ребята! У меня животных по-одному, а если их собрать в стадо, сколько их будет?
Дети: Много!
Педагог: У меня свинья одна, а много свиней?
Дети: Свиньи.
Педагог: У меня коза одна, а много коз?
Дети: Козы
Педагог: А сейчас поиграем в игру «Стадо и пастушок», «Узнай животное по его части». Ребятки, закройте глаза. Ночью все животные отдыхают, спят, и мы с вами немного отдохнём. (Дети спят). День наступил, все проснулись, глазки откройте и посмотрите внимательно, кто-то здесь лишний. (На полке картинки с изображениями животных).
Дети: Волк, лиса, медведь.
Педагог: А почему?
Дети: Потому, что это дикие животные. Они живут в лесу, за ними не ухаживают люди, они охотятся на других животных.
Педагог: А сейчас поиграем в музыкальную игру «У бабушки Натальи», «У кого кто?» Молодцы, ребята! А знаете ли вы, ребята, что у моих животных есть детки, скажите мне. У лошади…
Дети: жеребенок
Педагог: у коровы…
Дети: теленок.
Педагог: у козы…
Дети: козленок
Педагог: у свиньи…
Дети: поросенок. И т. д.
Педагог: я вам приготовила листочки, а на листочке волшебный овал. Сейчас мы с вами превратимся в волшебников и превратим овал в необыкновенное животное. Возьмите части от разных животных.
Дети: (дети рисуют)
Педагог: расскажите о своем животном. Чем хорошо такое животное?
Дети: (рассказы детей)
Педагог: Ой, ребятки, совсем забыла, скоро придет ваш поезд, и вам нужно будет уезжать. Вам понравилось у меня?
Дети: Да!
Педагог: Я так рада, что вы побывали у меня в гостях! Какие вы молодцы, так много вы знаете о моих животных, я вам приготовила угощение. До свидания! Я надеюсь, вы ко мне ещё предите.
Дети: До свидания!
Заключительный этап 2 мин Педагог: Вам понравилось у бабушки Натальи?
Дети: Да!
Педагог: Что же вы там видели?
Дети: домашних животных.
Педагог: Какие они?
Дети: Добрые, ласковые, полезные, нужные, дойные.
Педагог: давайте, скажем вместе «Жизнь дана на добрые дела!»