Елена Сорочкина
План по самообразованию (ТРИЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию
Направление: «Познание».
Воспитатель: I квалификационной категории Сорочкина Елена Владимировна.
Период работы: один год (2011 – 2012).
Итоги: педагогический совет (май).
«Технология ТРИЗ в детском саду».
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень;
2. Углубление знаний в области технологии ТРИЗ для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Задачи:
Публикация «План по самообразованию (ТРИЗ)» размещена в разделах
1. Знакомство с инновационными технологиями;
2. Сбор материалов по работе в педагогической деятельности с использованием технологии ТРИЗ.
Литература:
1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
2. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М. : АРКТИ, 20911-72с
3. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ:
№ 8 (1988 г.);
№ 5,6 (1989 г.);
№ 1, 2, 3, 5 (1990г.);
№ 4 (1993г.);
№ 1 (1994 г.);
№ 5 (1996 г.);
№ 11 (1997 г.);
№ 5,9 (1998 г.).
4. Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.).
5. Начальная школа: № 8 (1981 г.); №6 (1988 г.).
6. Статья на форуме: www.razumniki.ru/igru-triz/html Ингрида Николаевна Мурашковская, 1991. Перепечатано из сборника «Педагогика+ТРИЗ».
Перспективный план работы
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы Отчёт о выполнении
I.Подготовительный этап
1. Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. сентябрь Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей детей. Реферат.
2. Чтение методической и педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете информации по теме. Сентябрь Просмотр литературы: Лекции, семинары – практикумы, занятия, родительские собрания, консультации. Составление плана полученных при изучении материалов.
II.Работа с детьми
1. Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса. Сентябрь Календарно – тематическое планирование, конспекты занятий. Утверждение плана занятий использования ТРИЗ технологии с детьми средней группы в форме свободного общения, в виде диалогов.
2. Обследование речи и творческого воображения детей. Октябрь - апрель Игры, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок, наблюдения Диагностика детей.
3. Отобрать и выделить более эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Ноябрь Игрушки, дидактические игры. Создание развивающей среды в группе. Оформление уголка для творческого развития детей.
III. Работа с родителями
1. Знакомство с современными системами семейного воспитания. Декабрь Анкетирование, наглядная агитация, консультация, беседа.
Анализ анкетирования, Семинар – практикум «Развитие творческого воображения у дошкольников».
2. Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми. Январь Сбор игр, и упражнений для развивающего общения с детьми. Картотека (примерный план) игр, познавательных упражнений с использованием ТРИЗ технологий.
IYСамореализация
1. Участие в системе методической работы в ДОУ. Февраль Подготовка и проведение открытого занятия – как форма подведения итоговое общей деятельности. Открытое занятие с использованием ТРИЗ технологии, самоанализ занятия.
2. Прогнозирование познавательной активности и интереса детей их эмоциональное отношение к занятиям с применением технологии ТРИЗ. Март Занятие, игры, беседы, наблюдения. Диагностическая карта достижений ребёнка.
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Май Подготовка обобщённых материалов, планирование работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май,
план по осуществлению дополнительных разработок самообразования.
Выводы на перспективу:
Ранее мною была разработана и апробирована система работы Ингриды Николаевны Мурашковской (статья на форуме: www.razumniki.ru/igru-triz/html Ингрида Николаевна Мурашковская, 1991. Перепечатано из сборника «Педагогика+ТРИЗ»). Была выявлена её эффективность.
На данный момент мною, с детьми средней группы, моделируется и будет апробирована система работы по технологии ТРИЗ в детском саду по пособию Гин. С. И. (Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. Учреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с.)
Углубленная работа в данном направлении позволит выявить её эффективность. Использование данной технологии в детском саду позволит развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение.