Ольга Всеволодовна Прокопьева
Конспект занятия по развитию речи с детьми 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие речи детей, через изобразительное искусство
Цель: Пробудить у детей дошкольного возраста эмоционально – творческое начало, развивать активную речь, через произведения искусства.
Задачи: Научить детей целостно воспринимать картину, уметь рассуждать, анализировать делать выводы, умозаключения, развивать активный словарь детей.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с детьми 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Программное содержание: Знакомить с творчеством художника В. М. Васнецова. Учить выделять главный образ в картине, передавать в словах его состояние, уметь описать событие. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить экскурсию в картинную галерею. Это выставка картин известных художников.
Напоминаю детям о правилах поведения в общественных местах (не шуметь, не толкаться, выслушивать мнение других, не кричать, руками ни чего не трогать).
- Ребята посмотрите, какая из картин привлекла ваше внимание. (На первом плане видим картину «Алёнушка»).
- Это картина известного художника Виктора Михайловича Васнецова. Рассмотрите внимательно картину и скажите мне, может быть она вам напомнила сюжет из какой-нибудь сказки?
- Почему ты так думаешь? (вызвать ребенка на диалог).
- Как художник изобразил Алёнушку?
- Мне тоже кажется, что она уставшая. Какие слова мы подберем к её настроению (печальное, грустное, расстроенная).
- Вы правильно отметили ребята.
- Как изобразил художник её усталость? (выслушиваю мнение детей).
- Верно, взгляд грустный, уставший, ноги босые, избитые камешками, волосы растрепались, наверно цеплялись за ветки, платочек упал на плечи, грустит, что потеряла братца: она сиротка.
- Подумайте и расскажите, пожалуйста, от чего так устала Алёнушка? (ответы детей) : была длинная дорога, заблудилась и т. д.
- Как вы думаете, какое время суток изобразил художник в картине? Как вы догадались? Какие краски использует он в картине?
- Верно, ребята, в картине больше используется темных красок, это нам говорит, что наступает вечер, солнце закатилось за лес.
- Прислушаемся, о чём говорит природа с Алёнушкой? (шелестят листья, журчит река, переливается).
Пополняем словарь детей образными выражениями: река – тихая, спокойная, малоподвижная; осинки – стройные, золотистые, гибкие.
- Ребята, приглядитесь, осинки тянут веточки к Алёнушке, как будто хочет её пожалеть, приласкать, успокоить, помочь, а может показать, куда ей идти дальше.
- На заднем плане мы видим лес, что мы сможем о нем сказать? ( ответы детей: лес густой, темный, дремучий, еловый).
- Предлагаю, вам ребята пофантазировать. Приглядитесь, елочки прижались друг к другу, как будто чего-то или кого-то бояться, как вы думаете чего? (дети высказывают свои версии).
- Верно, там может жить Леший, баба-Яга, кикимора… вспомним поэтические строчки А. С. Пушкина, которые сюда подходят: «Там чудеса, там Леший бродит, русалка на ветвях сидит. Там ступа с бабою Ягой идет, бредёт сама собой.»
- Мне очень понравились ваши рассуждения. А давайте, ребята, вместе подумаем и расскажем о картине более полнее, может быть художник что-то не изобразил. Вы были на берегу реки? Что бы вы добавили в картину?
(Фантазия детей) – в траве кузнечики, над рекой летают стрекозки, в камышах лягушата скачут, из воды выглядывают рыбки хотят успокоить Алёнушку… и т. д.
- Молодцы, ребята!
- Мы когда с вами начали рассматривать картину, какое настроение она у вас вызвала?
- дети: грусть, печаль, задумчивость.
- А вот когда вы дополнили картину, она стала чуть живее и, кажется Алёнушка чуть – чуть улыбнулась.
- У вас добрые сердца, дети, и мы подарили Алёнушке свою любовь и радость.
Но картину мы с вами будем воспринимать такую, какая она есть, так её видел и изобразил художник В. М. Васнецов. Еще полюбуемся и запомним её.
В группе в вечерний отрезок времени предлагаю детям вспомнить картину и поиграть в игру: «Живая картина» (мы знаем, что основной деятельностью дошкольников является игра, вот и методом погружения в образы картины, переживём её содержание в игре). (Воспитатель зачитывает текст, дети в движениях изображают, заранее распределяются роли).
Текст:
1. Целый день бродила Алёнушка в поисках братца, аукала, все ноги по камешкам избила, волосы растрепала. Уставшая, грустная, присела на большой камень возле реки. Обхватила коленочки и задумалась, глядя на реку.
2. А речка медленно несла свои воды, переливалась, журчала и как бы утешала Алёнушку, легонько обливала её ноги прохладной водой.
3. На берегу стояли осины, стройные, гибкие, тянули свои веточки к Алёнушке, шелестели листочками, как будто, что-то шептали, успокаивали.
4. Лёгкий ветерок пролетал и покачивал траву, камыш, где наверно прятались лягушата.
5. Вдаль стояли елочки и ели, тесно прижимались друг к другу и дрожали на ветру, как будто чего-то боялись.
(можно спросить детей, чего боялись елочки? Разные варианты ответов детей (зрителей).
6. Летнее солнышко прокатилось по небу и закатилось за лес.
7. Легкие облака плыли по небу и собирались в кучу в одну тучу, которая была должна вот-вот заплакать.
Так тихо и загадочно замерла эта картина.
- Молодцы. Дети, я думаю, вы хорошо запомнили и прочувствовали картину В. М. Васнецова «Алёнушка».
В свободное время для размышления предлагаю игру: «Исправь ошибку».
1. Алёнушка у реки сидела на пеньке, настроение у неё было весёлое и она в реке болтала ногами.
2. На реке поднимались высокие волны.
3. Вдали стоял редкий, прозрачный лес.
4. На реке сияло яркое солнце, и весело летали стайки птиц.
- У нас сегодня, ребята, прошёл замечательный день, как в сказке. Познакомились с творчеством художника В. М. Васнецова. Он написал много картин, с которыми нам ещё предстоит познакомиться.