Александра Владимировна Пономарёва
Конспект занятия по развитию речи «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Посуда»
Программное содержание: уточнить с детьми название посуды, уметь называть и различать кухонную, столовую, чайную посуду.
Уметь называть части посуды, внешние признаки.
Уметь рассказывать о своём отношении к конкретному поступку персонажа. Коррекционные задачи: образование прилагательных от существительных в родительном падеже, образовывать существительные с уменьшительноласкательными суффиксами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Ход занятия.
Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!» (в кругу).
Мы пришли сюда с утра,
Крикнем дружно все: «Ура!»
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля!
Гости наши – здравствуйте!
Воспитатель: присаживайтесь, ребята. Я сегодня пришла к вам с волшебной книгой. Это сказки К. И. Чуковского, только она закрыта (на экране закрытая книга). Я вас приглашаю в путешествие по сказке, но чтобы туда попасть, надо открыть замочек.
Пальчиковая гимнастика.
Начинаем колдовать (пальцы соединили)
Двери в сказку открывать (пальцы разъединили)
Хоть замочек очень крепкий (соединили пальцы в замок)
Металлический и цепкий (повороты вправо-влево)
Мы его сперва покрутим (от себя, на себя)
Покачаем раз, два, три (покачаем руки)
Дверь замочек отопри (руки разъединили).
Воспитатель: вот книга и раскрылась (на экране раскрытая книга). Перед вами сказка, а какая вы сейчас догадаетесь. (одевает платок и фартук). Воспитатель: (читает стихотворение) На опушке возле леса я живу совсем одна.
Раньше в доме был порядок и уют и чистота. Годы шли, я постарела, лень меня вдруг одолела. И решила вся посуда тут же от меня сбежать. Потому что надоело ей всегда в пыли стоять. Но потом всё изменилось, и посуда воротилась, Воротилась, но не вся. Очень вас прошу, ребята всю посуду отыскать и поставить в шкаф опять.
Воспитатель: Ребята, кто я?
Дети: вы бабушка Федора.
Воспитатель: из какой я сказки?
Дети: Федорино горе.
Федора: чтоб узнать какую нужно посуду искать, отгадайте загадки, если правильно отгадаете – посуда появиться на экране.
1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела, пейте чай, вода вскипела (чайник)
2. Сама не ем – а людей кормлю (ложка)
3. Эти близняшки в стенке стоят, на нас с тобою с полки глядят. Когда приходят гости в дом мы ставим их на стол с тобой (чайные чашки)
4. На полке великан стоит, боками медными блестит. Кран на нём ты повернёшь и воду нальёшь (самовар)
5. Младшая сестра граблей, четыре зуба есть у ней. Но на кухне жизнь её, и дело знает лишь своё! (вилка)
6. Если хорошо заточен, всё легко он режет очень – Хлеб, картошку, свёклу, мясо, рыбу, яблоки и масло (нож) (Отгадки появляются на экране).
Федора: молодцы, правильно отгадали загадки, теперь мы знаем какую посуду искать. Ну что, вы готовы отправиться в путь?
Дети: да.
Речь с движениями: дети встают друг за другом.
Мы ребята из детсада (обычная ходьба) Оправляемся в поход: по тропинке мы пойдём и посуду мы найдём. Выше ноги поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен) По густой траве шагаем. Вот и лес – его пройдём. На поляну попадём.
Федора: ребята, я вижу какие-то осколки, да это же моя посуда. Вы, друзья мне помогите и посуду соберите! (дети подходят к столу, берут конверты с разрезанными картинками: предмет посуды и собирают. Описывают его по плану: название, внешние признаки, назначение. Мнемотаблица: описание посуды.
Федора: осколки превратились в целые предметы, да вы, ребята, просто волшебники. Ой, какие же вы молодцы! Склеили мою чашку и чайник. Да, вот беда. Посмотрите на мой чайник. И даже не знаю без чего он теперь. помогите мне, пожалуйста, определить без каких он частей? (подходят к доске).
Дети по слайду презентации называют недостающие части чайники.
Игра «Без чего чайник?» и дают полные ответы: «Чайник без носика, без ручки и т. д.»
Федора: ребята, какие вы молодцы! Спасибо вам! Я теперь исправлюсь! Чайник мы сделали, осталось только вскипятить чай и порадовать гостей. Дыхательная гимнастика «Вода кипит».
Чайник кипит – 1 –слегка выпячивать живот, вдох; 2 – на выдохе произнести «пых-пых»; повторить 3-4 раза.
Федора: я теперь исправлюсь и научусь правильно обращаться с посудой. «Уж не буду, уж не буду я посуду обижать. Буду, буду я посуду и любить и уважать!» Я хочу с ней разговаривать как с живой, но не знаю как? Подскажите мне. Называть её ласково. Это как? (дети называют слова ласково). Чашка – чашечка, ложка – ложечка, тарелка – тарелочка, кастрюля – кастрюлька, нож – ножичек, кружка – кружечка, вилка – вилочка, чайник – чайничек, самовар – самоварчик, стакан – стаканчик.
Федора: ребята, а вы можете показать, какая посуда у меня будет, если я буду ухаживать за ней!
Подвижная игра «Посуда» (координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных).
Вот большой стеклянный чайник, очень важный, как начальник. ( надули животики: одна рука на поясе, другая изогнута – «носик»). Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки. (присели, одна рука на поясе). Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются. (кружатся, рисуя руками круг). Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке. (руки сомкнуть над головой). Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принёс. (ложатся на ковёр, вытянулись).
Федора: «Мяч кидай – мяч бросай, посуду скорей называй». Самовар из меди? Кувшин из глины? Кастрюля из металла? Сковорода из чугуна? Ваза из хрусталя?
Федора: молодцы, ребята (садитесь на стульчики). Спасибо вам большое, помогли мне вернуть всю посуду, только вот беда в шкаф поставить их опять не смогу без вашей помощи – друзья!
Игра «Четвертый лишний!»
Чашка, заварной чайник, сахарница, сковорода. Сковорода, противень, тарелка, кастрюля. Супница, салатница, конфетница, тарелка.
Воспитатель: я вас хочу благодарить, чаем вкусным угостить, с мятой, лимоном, вареньем, сухарями и печеньем. (даёт детям угощенье). (снимает с себя фартук и платок).
Воспитатель: Мы ребята из детсада (обычная ходьба) Возвращаемся с похода По тропинке мы пойдём (ходьба с высоким поднимание колен) По густой траве шагнём. Вот и лес – его пройдём. И в детсад мы попадём.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот мы в сказке побывали, Поучились, поиграли, и героям помогали, их заданья выполняли. «До свиданья!» дружно скажем и рукою всем помашем.