Татьяна Куракина
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Литература:
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи
в первой младшей группе»
Занятие 1
Целевая прогулка на огород.
Цель: дать детям представление о том, как растут овощи; научить узнавать и называть морковь, репу, капусту, помидоры.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе „Овощи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель показывает детям грядки. Предлагает повторить слова огород, грядки. Обращая внимание детей на растущую на грядке морковь, педагог рассказывает: «Морковку не видно. Она растет в земле. А над землей – пушистый зеленый хвостик. Сейчас я потяну за хвостик и вытащу морковку». Он вытаскивает1-2 морковки. Дети рассматривают их, отмечают, что овощи грязные и их надо помыть.
Затем воспитатель показывает детям кочаны капусты, подчеркивает, что они большие, круглые, видны из далека.
Далее дети с помощью педагога знакомятся с тем, как растут помидоры. Если есть возможность, воспитатель показывает им зеленые и красные плоды.
Рассмотрев с детьми овощи, педагог просит ребенка (нескольких детей) показать, где растут морковь, помидоры, капуста; хвалит детей, которые нашли нужную грядку, объясняет остальным, что характерно для каждого вида овощей.
Занятие 2
Дидактическая игра «Поручения».
Дидактическое упражнение «Вверх-вниз»
Цель: учить детей различать и называть игрушки, а также ихосновные качества (цвет, размер); совершенствовать понимание речи, развивать слуховое восприятие; продолжать знакомить детей с расположением групповой комнаты, с назначением вещей, которые в ней находятся; учить детей понимать значениеслов вверх, вниз и повторять их вследза воспитателем.
Ход занятия
На столе воспитателя игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки (настоящие предметы, большой и маленький кубы.
Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, вызывая к себе детей по очереди (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны всем, педагог предлагает каждому одно из перечисленных ниже заданий :
- Большого мишку напои чаем из красной чашки. (Если ребенок ошибается, медвежонок «рычит», «отворачивается», проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие игрушки.)
- Поставь матрешку на маленький кубик.
- Маленькому медведю подари большой куб.
- Пусть неваляшка выпьет чаю из синей чашки.
- Возьми маленького медведя и посади на ковер.
- Отнеси на ковер большого медведя и посади рядом с маленьким
- Заставь поплясать и позвенеть неваляшку.
После выполнения ребенком последнего задания все участникизанятия изображают неваляшек (сидя на стульчиках, слегка наклоняютсявлево-вправо).
Воспитатель строит из кубиков лесенку. По ней ходит матрешка:вверх-вверх-вверх, вниз-вниз-вниз. Дети следят за ее действиями и вместе своспитателем произносят соответствующие слова: вверх., вниз. .
Заканчивая занятие, педагог просит детей помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные на занятии. Затем он спрашивает, где хранится посуда (в буфете,где стоит буфет, где лежат кубики. Просит показать место их хранения. Советуется с детьми, куда удобнее посадить медведей, поставить неваляшку (матрешку). Следит за правильным использованием детьми слов посадить, поставить, положить.
Занятие 3
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель: учить детей,рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества,действия; выполнять действия, которые они видят на картинке; развивать игро-выенавыки.
Ход занятия
На столе воспитателя лежат сюжетные картинки с одним действием (изображениями вниз) : мальчик играет на барабане, медвежонок крепко прижал к себе бочонок с медом, девочка сметает щеткой крошки со стола, мальчик из леечки поливает цветы, девочка причесывает куклу, малыш прокатывает шарик в воротца и т. п.
На соседнем столе разложены изображенные на картинках предметы и игрушки: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик, воротца.
Воспитатель вызывает ребенка. Тот выбирает картинку, рассказывает о том, что на ней изображено, показывает всем. Затем, передав картинку воспитателю, малыш идет к соседнему столу, находит нужный предмет (игрушку) и воспроизводит изображенное на картинке действие, например поливает из лейки растение.
Занятие заканчивается самостоятельной игрой детей с данными предметами и игрушками. Количество их должно соответствовать числу детей или немного превышать его.
Занятие 4
Рассказывание детям сказки «Репка»
Цель: учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом фигурок настольного театра, вызвать у них желание послушать сказку еще раз.
Ход занятия
Воспитатель, не торопясь, рассказывает сказку, сопровождая рассказ демонстрацией фигурок настольного театра и воспроизведением некоторых действий сказочных персонажей.
Закончив рассказывать, педагог предлагает детям показать, как тянули репку, при этом он произносит:«Тянут - потянут, тянут - потянут - вытянули репку!» (2-3 показа.)
«Репка была большая-пребольшая»,- напоминает воспитатель и просит показать размеры репки. Дети разводят руки в стороны.
Далее педагог предлагает малышам помочь ему рассказать ч ТОМ, как тянули репку. Начинает рассказывать: «Мышка за. и показывает кошку?» - «Кошку»,- добавляют дети. «Кошка за. («Жучку».) Жучка за.» («Внучку».)Затем воспитатель ’ нот рассказывает сказку. На этот раз можно использовать фланелеграф или «Живые картинки».
Занятие заканчивается игрой детей с фигурками или рассматриванием иллюстраций к «Репке».
Занятие 5
Повторение сказки «Репка». Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а».
Цель: напомнить детям сказку; вызвать желание рассказывать ее вместе с воспитателем; уточнить представления детей о том, кто что ест (мышка грызет корочку хлеба, собака - косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчетливо произносить звук а.
Ход занятия
«Посадил дед репку,- рассказывает воспитатель,- выросла репка. («Большая-пребольшая».) Стал дед репку из земли. «Тянуть».) Тянет - потянет, вытянуть. («Не может».)Позвал дед. («Бабку».)
Бабка за дедку,
Дедка за репку -
Тянут - потянут, вытянуть. («Не могут».)
Кто же еще прибежал тянуть репку?»
По мере того как дети называют персонажей, воспитатель достает соответствующие фигурки. Затем педагог расставляет фигурки и предлагает детям вместе рассказать конец сказки: Мышка за?. («Кошку».) Кошка за?. («Жучку».) И т. д.
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. («Вымыли, очистили и стали есть».)
«Дед, бабка и внучка,- говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно,- едят сладкую репку. Едят, похваливают: «Очень-очень сладкая репка». Какая репка?» (Хоровые и индивидуальные ответы.)
«Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Сейчас им внучка другую еду принесет. Кошке - молочка и кусочек колбаски. Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску! (Хоровые и индивидуальные повторения.) Жучке - косточку. Мышке- корочку хлеба или сыра. Грызи, мышка, корочку!» (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: дед, бабка и внучка едят сладкую репку; кошка ест колбаску и лакает молоко; собака Жучка грызет косточку; мышка грызет хлебную корочку.
Воспитатель прячет фигурки и посуду, из которой ели Жучка и кошка. Достает куклу-врача (Айболита). Кукла говорит: «Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел проверить, не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна,- обращается Айболит к воспитателю,- откройте пошире рот и скажите «aaaa». «Aaaa»,- произносит воспитатель. Затем педагог вместе с Айболитом подходит к детям, и они по очереди пробуют произнести громко «А –а – а»