Наталья Морозова
Конспект занятия по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества «Ходит сон по хатке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
Продолжать знакомство детей с фольклорными формами устного народного творчества, жанровыми и языковыми особенностями колыбельных песен.
Развивать память и связную речь детей, обогащать словарь детей словами-синонимами: изба – горница – хата, колыбелька – качалка – зыбка – люлька.
Разучивать с детьми колыбельную песню «Ходит сон по хатке».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества „Ходит сон по хатке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Развивать интерес к корням, истокам, культуре русского народа посредством знакомства с колыбелью-зыбкой.
Материалы:
Колыбель-качалка (игрушка).
Кукла – мальчик («пупс»).
Соска (игрушка).
Запись детского плача.
Серия картинок с изображением разных колыбелей.
Ход занятия
Воспитатель включает запись детского плача. Достает из-за ширмы куклу – мальчика («пупс», объясняет детям, что наш Ванюша никак не может заснуть, у него режутся зубки. Как нам его успокоить?
Выслушиваются предложения детей (дать соску, покачать, уложить в колыбельку, спеть песенку).
Воспитатель раздает детям поручения, которые они выполняют сами (принести колыбельку, заправить люльку, уложить Ванюшу, дать соску).
- Дети, у нашего Ванюши колыбелька как называется? (Качалка).
- А я вам сейчас расскажу, какие раньше ещё были колыбельки.
Знакомство с зыбкой.
Показ иллюстраций. Объяснение детям происхождения слова «зыбка» от слова «зыбь» (мелкая волна). Движение лодки, кораблика на волне вверх-вниз, вверх-вниз.
Отличие от качалки, совершающей движение из стороны в сторону – вперед-назад или вправо-влево на примере нашей игрушечной колыбельки-качалки (укачивание Ванюши).
Воспитатель объясняет детям на показе иллюстраций принцип работы зыбки, материалы, удобство в использовании – освобождаются руки, если надеть петлю от зыбки на стопу.
А ещё наблюдения показали, что дети, которых усыпляли в зыбке, становились очень хорошими моряками: они никогда не болели «морской болезнью».
- Ну вот, мы колыбельку принесли, люльку заправили, Ванюшу уложили, соску дали, а он всё равно не спит. Надо спеть ему колыбельную песню.
- А кто споет колыбельную песенку?
Можно взять себе помощника (мягкую игрушку – котика, собачку, заиньку).
Предполагается знание и исполнение детьми колыбельных песенок:
«Котя, котенька, коток…»
«Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай».
«Баю, баю, баиньки,
Прибежали заиньки…»
Воспитатель обращает внимание на особенности исполнения колыбельных песен: мягкость голоса, протяжность, такт движения колыбели.
- Ванечка задремал. Спою-ка я ему ещё одну, новую колыбельную песенку, а вы подпевайте:
Ходит Сон по хатке
В сереньком халатке.
А Сониха под окном
В сарафане голубом.
Они вместе идут,
Ване Дремушку несут.
Разбор колыбельной
Где ходит Сон? (по хатке).
Как можно сказать по-другому? (по дому, избе, горнице).
Кем друг другу приходятся Сон и Сониха?
Почему одежда у них серого и голубого цвета, а не красного?
Что Сон и Сониха приносят Ване?
- А теперь ещё раз вместе со мной споем Ванюше колыбельную, чтобы он крепко-крепко уснул.
Дети вместе с воспитателем поют колыбельную.
Ванюша заснул.
Приложение.
Изображения различных типов колыбелей