Альбина Ринатовна
Конспект занятия по развитию речи «Мама, глянь-ка ты в окошко» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со стихотворениями о первом снеге.
Задачи:
Обучающие: Помочь запомнить стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…». Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Развивающие : Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помогать, выразительно с естественными интонациями читать стихи.
Воспитательные: Воспитывать чуткость к художественному слову, любовь к природе. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Мама, глянь-ка ты в окошко“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Планируемые результаты: Выразительное чтение отрывка стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» наизусть.
Средства реализации: мольберт, экран, проектор.
Методы и приё мы: наглядные: фото картины Исаак Левитана «Первый снег», мнемотаблицы, мультфильм «Мама! Глянь-ка из окошка…».
Активизация словаря: «пейзажист», «тороватый», «салазки»
Предварительная работа: рассматривание и беседа по картинкам «Осень», чтение стихов об осени.
Ход ООД:
1. Организационно-целевой этап:
…Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой…
(воспитатель читает отрывок из стихотворения Я. Акима «Первый снег»)
2. Содержательный этап:
1. Рассматривание фото картины И. Левитана «Первый снег»
Беседа по вопросам:
- Как вы думаете, какое время года здесь изображено? Почему?
-Какой снег? Глубокий ли?
-Каким цветом изобразил художник снег?
-Как бы вы назвали эту картину?
(Белый, значит чистый, свежий, выпал недавно, художник хотел показать чистоту первого снега).
Эту картину написал очень известный художник Исаак Левитан, а называется она «Первый снег». И. Левитан всю свою жизнь рисовал красоту природы России.
2. Словарная работа:
Картины, на которых изображена природа, называются - пейзажи, а художник – пейзажист (дети повторяют слово, четко проговаривая звуки)
3. Воспитатель предлагает послушать стихотворение, которое так и называется «Первый снег», Яков Акима.
Утром кот принес на лапах
Первый снег! Первый снег!
Он имеет Вкус и запах,
Первый снег! Первый снег!
Он кружится,
Легкий, Новый,
У ребят над головой,
Он успел Платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль забора,
Прикорнул на фонаре,—
Значит,
Скоро,
Очень скоро
Полетят
Салазки
С горок.
Значит,
Можно будет
Снова
Строить
Крепость
Во дворе!
-О чем это стихотворение?
-Понравилось вам стихотворение? Какое настроение оно вызвало?
-Как вы понимаете строчки о том, как снег расстелил пуховой платок, прикорнул (прилег) на фонаре.
4. Физкультминутка.
Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)
Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки»)
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
Не устали? Не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)
Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)
5. Дети, вспомните свои ощущения, когда вы видели первый снег после мокрой, грязной осени?
Сегодня вы познакомитесь со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…» и вы узнаете, что он испытал, будучи мальчиком, когда увидел первый снег.
Сядьте удобнее. Закройте глаза. Попытайтесь представить, все то, что увидел мальчик Фет, проснувшись однажды.
(Воспитатель читает стих)
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
- Что запомнилось больше всего?
- Отличаются ли чувства мальчика Фета, от ваших, при виде первого снега?
6. Словарная работа: давайте уточним значение слова «салазки»
- Как вы понимаете это слово? (санки для катания с гор)
7. Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение
(повторяет первые шесть строк стихотворения) (на месте)
Мама! Глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос!
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
- Как мальчик догадался, что на дворе мороз: он же не выходил на улицу?
- Как преобразилась земля?
- Затем спрашивает у детей: «Как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку и первый снег? Существует примета: если кошка усердно моет мордочку, быть гостям. А снег – чем не гость?»
Воспитатель предлагает детям повторить первые три строчки с помощью мнемотаблицы у доски.
«Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать по-разному (с разной интонацией). Попробуем (3–4 ответа).
- А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? Он увидел, что грязи нет… (3–4 ребенка читают эти строчки с помощью мнемотблицы)».
-Воспитатель повторяет отрывок и присоединяет к нему следующие шесть строк:
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Воспитатель просит 3–4 детей повторить три строчки стихотворения, которые передают радость ребенка, предвкушающего катание с горы.
- А вот последние строчки, – говорит педагог, – я бы, пожалуй, прочитала иначе, чем предыдущие, с просительными нотками и чуть тише». Дети читают эти строчки вместе с воспитателем, а потом 3–4 ребенка индивидуально (поэтапно).
Педагог повторяет стихотворение, дети могут читать вместе с ним, но без голоса (Дидактическая игра «Радио»)
3. Итоговый (рефлексия).
-Дети, а как называется стихотворение?
-Кто автор?
Позже он читает стихотворение вне занятий и просит детей повторить его.