Ольга Скичко
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы. Составление описательного рассказа с помощью опорных схем о зиме.
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Связная речь: учить составлять описательный рассказ с помощью опорных схем; развивать связную монологическую речь;
Словарь и грамматика: обогащать речевой словарь существительными, прилагательными, глаголами;
Звуковая культура речи : закреплять умение находить место звука в слове и деление слов на слоги;
Развивать абстрактное мышление детей, внимание, память;
Воспитывать: интерес к природе, отзывчивость, желание помогать;
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшей группы, Составление описательного рассказа с помощью опорных схем о зиме,» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
Рассматривание картин, иллюстраций о зиме.
Знакомство с загадками, пословицами, народными приметами о зиме.
Изобразительная деятельность на тему: «Зима».
Материал:
Демонстрационный: опорные схемы, письмо.
Раздаточный: конверты с картинками.
Ход.
Ребята из Африки прислали письмо с просьбой помочь отгадать загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
Воспитатель: Ребята, о чем загадка?
Как вы думаете, почему дети из Африки не смогли отгадать загадку?
Ответы детей.
Воспитатель: В Африке зима теплая, не бывает снега, не знают, что такое настоящая зима.
Сегодня мы поговорим с вами о зиме.
- Вспомните, что бывает только зимой?
- Какими словами можно сказать о зиме, какая она?
- Какой снег зимой?
- Когда мы идем по снегу, что с ним происходит?
- Какая бывает погода зимой?
- Что происходит зимой с деревьями?
- Как живут зимой птицы и звери?
- Как одеты люди зимой? Почему?
- Назовите игры и развлечения зимой?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы вспомнили, какой бывает зима. А сейчас мы будем учиться составлять рассказ о зиме с помощью схем. Эти схемы разложены у меня на доске.
На схемах нарисовано : солнце, дерево, человек, заяц, снеговик.
Посмотрите внимательно и подумайте, о чем будем рассказывать сначала?
Дети: О погоде.
Воспитатель: Как вы думаете, какой символ обозначает погоду?
- О чем дальше будем рассказывать?
Дети: О деревьях.
Воспитатель: Покажите эту схему.
- О чем расскажем дальше?
Дети: О людях.
Воспитатель: Дальше о чем будет наш рассказ?
Дети: как живется птицам и зверям.
Воспитатель: Чем закончим рассказ?
Дети: Об играх и забавах зимой.
Воспитатель: Ребята, давайте повторим в какой последовательности, вы будете составлять свой рассказ с помощью схем.
Дети называют последовательность схем.
Воспитатель: При составлении рассказов используйте слова, которые мы называли в начале. Ваши рассказы мы запишем и отправим детям в Африку. Из ваших рассказов они узнают, что такое настоящая зима.
Составляем рассказы.
Физминутка.
«Прогулка в зимнем лесу».
Вот пришли мы в зимний лес (ходьба)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками)
Справа береза в шубе стоит (руку отводят в указанную сторону и смотрят)
Слева елка на нас глядит (отводят руку и смотрят)
Снежинки в небе кружатся (движение «фонарики» и смотрят вверх)
На землю красиво ложатся (кружась, приседают)
Вот и зайка проскакал (прыжки)
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет, (руки на поясе, наклоны в стороны)
Все мы спрячемся сейчас (приседают, прячась)
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит (имитируем сон)
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири (имитируем полет птиц)
Как красивы они!
В лесу красота и покой (разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой (садятся на свои места)
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру: «Доскажи словечко».
Я буду читать стихотворение, а вы добавлять подходящие слова.
Тихо, тихо, как во сне, С неба все скользят пушинки -
Падает на землю (снег) Серебристые (снежинки)
Словно в белый пуховик
Нарядился (снеговик)
Воспитатель: Какие слова вы добавили?
- Какой звук стоит в начале всех этих слов?
- Придумайте слова со звуком с, но, так чтоб этот звук был в средине или в конце слова.
Воспитатель: Мы еще поиграем в игру: «Не ошибись».
У вас на столе, конверт с картинками. Отберите картинки в названии, которых есть звук С.
Назовите эти слова.
Итог занятия.