Получи документы

Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР старшего возраста «Моя семья»

Елена Уколова
Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР старшего возраста «Моя семья»

Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР старшего возраста.

Тема:«Моя семья».

Цель: - обучение детей самостоятельному пересказу текста, прочитанного дома;

- обогащение и систематизация знаний по теме «Моя семья»;

- закрепление умения составлять предложения по сюжетным картинкам;

- развитие мимики, пантомимики;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР старшего возраста „Моя семья“» размещена в разделах

- развитие у детей чувства ритма, умения сочетать движения со словами;

- дальнейшее формирование диафрагмального дыхания;

- дальнейшая работа над интонационной выразительностью голоса.

.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Релаксационное упражнение «Посидим в тишине».

Дети сидят в позе покоя. С закрытыми глазами они внимательно слушают и про себя повторяют слова. Нельзя шептать, открывать глаза и двигаться. Дети спокойно отдыхают.

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

Я волчок не завожу,

Я уселась и сижу…

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Е. Благинина

II. Основная часть

1. Рефлексия «Наш дом».

- Ребята, прислушайтесь к себе, к своему сердцу. Вспомните свой дом. Ведь семья – это ваш дом. Давайте составим пожелания вашему дому. Попробуйте себе это представить.

Руки над головой пальцы соединены – это крыша идеального дома. Руки скрещены на груди – много тепла в доме, глаза вверх – мир дому. Глаза вниз – покой дому. Глаза вправо – добро дому. Глаза влево – любовь дому. Глаза прямо – свет дому.

2. Беседа «Мая семья» (с использованием родословной) – установление родственных связей.

- Дети, вы, наверное, уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить? (о доме, о семье).

- Дома вы составляли родословную своей семьи. Давайте вспомним, верхние портреты – это прадедушка и прабабушка. Почему мы можем сказать, что они самые дальние родственники? Внимательно посмотрите на одежду и прическу. Далее мы видим дедушку и бабушку. Затем папу и маму. И наконец – вас.

- Расскажите о своей семье (рассказы детей).

3. Дидактическая игра «Семья» (с атрибутами)развитие мимики, пантомимики.

Детям раздаются атрибуты: «маме» - косынка, «папе» - шляпа, «сыну» - портфель, «дедушке» - очки, «дочке» - кукла, «бабушке» - вязание.

Ребята жестами, мимикой показываю своих членов семьи.

4. Дидактическое упражнение «Кому кто помогает? Кому кто мешает?» (сюжетные картинки).

Дети составляют предложения по сюжетным картинкам. Если дети на картинке ведут себя хорошо, берутся фишки с веселыми мордашками (слово - фишка, если плохо – с грустными мордашками, выкладывают фишки по количеству слов.

Мама моет посуду. Дочка помогает маме вытирать посуду.

Брат собирается в детский сад. Сестра помогает брату одеваться.

Семья убирает морковь. Сестра помогает братьям убирать морковь.

Бабушка поднимается по лестнице. Внук помогает бабушке идти по лестнице.

Мама шьет. Дочка мешает маме шить.

Сын делает уроки. Мама и папа смотрят телевизор. Мама и папа мешают сыну делать уроки.

Папа работает. Сыновья мешают папе работать.

Бабушка вяжет. Котенок мешает бабушке вязать.

5. Упражнение «Полоскание белья» - снятие мышечного напряжения, сочетание движений со словами.

- Ребята, я думаю, вы любите своих родителей и всегда помогаете им. Давайте поможем маме прополоскать белье.

Выполняется стоя. Наклониться вперед и опустить руки. Руки расслаблены, в них нет напряжения. Раскачивать корпус в стороны, покачивать расслабленными руками, потряхивать кистями рук. Повторить несколько раз упражнение.

Маму я свою люблю.

Я всегда ей помогу.

Я стираю, полоскаю,

С ручек воду отрясаю.

Физкультминутка

Флажок

Дети называю друг друга ласковыми именами. Тот, кто получает флажок, выходит в круг и танцует.

Хоровод водили,

Ласковыми были,

В круг вызывали,

Имя называли.

Выйди, Леночка, в кружок,

Возьми, Леночка, флажок,

Попляши!

Ребенок танцует с флажком и передает его другому.

6. Упражнение «Задуй свечу» - (полоска бумаги).

- Ребята, вы вместе со своей семьей отмечаете праздники. И, конечно, все любят отмечать День рождение, когда дарят подарки, приносят торт со свечами. Давайте потренируемся задувать свечи.

Дети держат полоску бумаги на расстоянии около 10 см. от губ. Медленно и тихо подуть на свечу так, чтобы пламя свечи отклонилось.

7. Упражнение «Позови родителей» - работа над интонационной выразительностью голоса.

- Произнести слово “Мама” с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу с различной интонацией.

8. Дидактическая игра «Найди смысловые несоответствия».

Дети слушают внимательно стихотворение и находят смысловые несоответствия, исправляют их.

Жили-были дед и баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою называли Жучкой,

А Хохлаткою они звали жеребенка,

А еще была у них курица Буренка,

А еще у них была собачонка Мурка,

А еще два козла – Сивка да Бурка.

9. Пересказ текста, прочитанного дома.

Для пересказа можно предложить следующие тексты.

Вместе тесно, а врозь скучно

Говорит брат сестре:

- Не тронь моего волчка.

Отвечает сестра:

- А ты не тронь моих кукол!

Дети расселись по разным углам, но скоро им стало скучно. Отчего детям стало скучно?

Л. Н. Толстой

Как Маша стала большой

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Все перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И прическу, как у тети Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.

Ничего не получилось, только смеялись над ней и подшучивали.

Один раз как-то Маша задумала пол подмести. И подмела, да так хорошо подмела, что даже мама удивилась.

- Машенька, да неужели ты у нас большая становишься?

А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо – насухо вытерла ее, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал.

Мы и не заметил, как у нас Марья выросла. Не только пол метет, но и посуду моет.

Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без прически, без бус, без часов. Не они, видно, маленьких большими делает.

III. Заключительная часть

- Ребята, давайте напишем пожелание нашей семье, нашему дому.

Дети пишут пожелания и складывают их в «волшебную» шкатулку.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В гостях у дяди Фёдора»Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В гостях у дяди Фёдора» Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «В гостях у дяди Фёдора». Цель: Закрепить и.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект открытого занятия по развитию речи «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Дикие животные Югры» для детей старшего дошкольного возраста. Мигранова Э. Ф. Цель:.

Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы»Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием коллажа на тему «Птицы» Цель: Создание условий для составления детьми описательного рассказа по коллажу «Птицы». Задачи: образовательные: 1. Развивать представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР старшего возраста «Моя семья»
Опубликовано: 29 сентября 2024 в 15:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей с ТНР старшего возраста «Моя семья»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Уколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. Всемирный день чистых рук. Передвижка «Не забудь помыть руки»

«Мойте руки перед едой!» – этот призыв, напоминающий о простом и необходимом ритуале гигиены, знаком каждому из нас с раннего детства. Сегодня он звучит в глобальном масштабе. Детский фонд ООН в 2008 году...

14 октября. Покров день. Папка-передвижка

 14 октября Русская православная церковь празднует большой светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы. Он посвящен событию, произошедшему  1103 года назад, а память об этом бережно хранится...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД