Ульяна Михайловна
Конспект занятия по развитию речи «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: А. С. Пушкин сказка «О Царе Салтане»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: учить детей внимательно и заинтересованно слушать сказку А. С. Пушкина сказку «О Царе Салтан»
Задачи занятия:
Образовательная: Прививать интерес к чтению больших произведений. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику сказки.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „А, С, Пушкин „Сказка о царе Салтане“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Сказка о царе Салтане»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Развивающие: Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Развивать воображение, память. Развивать художественную речь. развивать у детей монологическую и диалогическую речь,
Воспитательные: воспитывать у детей чуткость к художественному слову. Воспитывать интерес к занятию, организованность и дисциплинированность. Воспитывать умение вместе заниматься с другими детьми, воспитывать любознательность, воспитывать умение анализировать, сравнивать. Воспитывать у детей самооценку и самоконтроль.
Дополнительные задачи: учить детей играть в интерактивную игру на интерактивном столе, учить согласовывать свои действия при игре. В игре в детях развивать сообразительность, решать самостоятельно поставленную задачу.
Словарная работа: синя, это слово синее –синий цвет, ненастный- дождливый, пасмурный, ветреный; завесть - жалеть, что у самого нет того, что есть у другого, диво- это необычное, чудесное, сказочное существо, не безделка- когда не сидишь просто так, а чем-то занят, слово бает – это когда люди о чем-то говорят, хрустальный дом – чистый прозрачный дом, караул - охрана, дьяка – это человек, который служит князю, честь- уважение окружающих.
Планируемый результат занятия: Дети заинтересуются сказкой А. С. Пушкина «О Царе Салтан» научаться слушать большие произведения. Дети научится вслушиваться в ритм и мелодику сказки. Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Развивать воображение, память. У детей будет развито художественная речь монологическая так и диалогическая речь. У детей будет чуткость к художественному слову. Интерес к занятию. Будут организованными и дисциплинированными. Научатся вместе заниматься с другими детьми, станут любознательными, научаться анализировать, сравнивать. У детей повыситься самооценка и самоконтроль.
Подготовительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина: «О золотом петушке», «О рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», рассматривание иллюстраций к этим сказкам, просмотр мультипликационных фильмов по произведениям А. С. Пушкина.
Материалы и оборудование:
-Колокольчик,
-кот ученый,
- картина А. С. Пушкина,
-книжки А. С. Пушкина,
-ИКТ презентация о А. С. Пушкине,
-Музыка (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»). интерактивный стол.
Конспект занятия в старшей группе детского сада «Сказка о Царе Салтане»
№ Этапы продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы и формы приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно- мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия
Колокольчик зазвонил,
В круг собраться пригласил!
Наши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут трогать, глазки наблюдать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.
Добрый день, дети!
Игровой метод: проведение психологической игры.
Словесный метод: художественное слово.
Коммуникативная: дети психологически настроены на занятие, внутренняя мотивация на деятельность.
Речевая: дети внимательно слушают воспитателя и проговаривают вместе с ними стих.
Двигательная: дети делают движения
Дети готовы к занятию, все внимание на воспитателя.
2. Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы Создание проблемной ситуации. Формулировка проблемы в доступной для детей формы. - Дети, посмотрите, кто к нам в гости пришел? (кот ученый)
-правильно это ученый кот.
-Дети кот ученый спрашивает вас, чтобы вы назвали его автора, которого его выдумал. Как зовут автора этой сказки?
Кот ученый, из какой сказки, дети?
(У Лукоморья дуб зеленый)
Дети кот ученый приглашает отправиться вместе с ним в путешествие в Лукоморье? Вы хотите отправиться в Лукоморье? (Да)
К. У- дети давайте вместе скажем: «Эники, беники, рики, вортотики в сказку пустите!»
Наглядный метод: Сюрпризный момент: приходит в гости к детям Кот ученый.
Проблемно-поисковый метод: создание проблемной ситуации.
Словесный метод: воспитатель Задает вопросы.
Наглядно- слуховой:
Слушание музыки. Коммуникативная:
проявляют положительные эмоции к гостью.
Дети организованно и дисциплинированно слушают воспитателя.
Речевая: дети отвечают полным ответом на вопросы воспитателя.
Музыкально- художественная: дети слушают музыку (отрывок из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»)
Принимают осознанное участие в игровой деятельности.
Умеет слушать взрослого. Умеют отвечать полным ответом.
Организованны, дисциплинированны.
Послушали музыку.
2.2 Этап ознакомления с материалом Усвоение определенного объема знаний
- А вот и сказочная страна у Лукоморья.
- Ребята, посмотрите на картину. Как вы думаете кто это? (это писатель А. С. Пушкин)
-правильно. Это Александр Сергеевич Пушкин. Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Разговор у нас сегодня пойдет о Пушкине-сказочнике.
С раннего детства маленькому Александру Пушкину напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Радионовна.
Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше – пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. В сказках добрые воевали со злыми, а злые были сильными и ловкими. Добрым приходилось трудно, но в конце концов – добро побеждает зло. Став взрослым, Пушкин собирал и записывал народные песни, сказки, а затем и сам создал чудесные сказки.
- и один из сказок Александра Сергеевича Пушкина это «Сказка о Царе Салтане»
Рассаживайтесь на стульчики и
послушайте отрывок из этой сказки.
Ребята, в ходе чтения, нам встретится незнакомы слова, как синя, это слово синее –синий цвет, но и такие слова как: ненастный- дождливый, пасмурный, ветреный; завесть - жалеть, что у самого нет того, что есть у другого, диво- это необычное, чудесное, сказочное существо, не безделка- когда не сидишь просто так, а чем-то занят, слово бает – это когда люди о чем-то говорят, хрустальный дом – чистый прозрачный дом, караул - охрана, дьяка – это человек, который служит князю, честь- уважение окружающих.
«Сказка О Царе Салтане» автор А. С. Пушкин.
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?« —
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка—
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу».
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, — молвил он, —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Проблемно-поисковый метод: создание проблемной ситуации.
Словесный метод: вопросы к детям, художественное слово.
Наглядный метод: показ, картины А. С. Пушкина ИКТ презентация.
Наглядно-слуховой метод:
Слушание музыки.
Коммуникативная: Дети организованно и дисциплинированно слушают воспитателя.
Речевая: обращают внимание на выразительные средства (сравнения, эпитеты, образные слова) дети отвечают полным ответом на вопросы воспитателя. Дети продолжают совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
Дети контролируют культуру речевого общения.
Познавательно-исследовательская: дети решают данную проблему. Познают, художественную литературу, писателя Пушкина А. С и его сказки.
Дети узнали о писателе и о его стихах.
Дети узнали не понятные слова, как синя, это слово синее –синий цвет, но и такие слова как: ненастный- дождливый, пасмурный, ветреный; завесть - жалеть, что у самого нет того, что есть у другого, диво- это необычное, чудесное, сказочное существо, не безделка- когда не сидишь просто так, а чем-то занят, слово бает – это когда люди о чем-то говорят, хрустальный дом – чистый прозрачный дом, караул - охрана, дьяка – это человек, который служит князю, честь- уважение окружающих
Дети услышали сказку о царе Салтане.
2.3 Этап практического решения проблемы Овладение действиями, способами решения проблемы
Дети, вам понравилось отрывок из сказки?
У какого моря князь ходит? (синя море,
Кто главный герой сказки? (Князь Гвидон).
- На синя море что плыло? (лебедь белая плыла)
- давайте вспомним о чем же лебедь спросила князя :
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?« —
Говорит она ему.
- А что князь в ответ сказал, дети?
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка—
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут».
- А что ответила лебедь?
Князю лебедь отвечает:
«Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу. Оказать тебе я в дружбу».
- а как вы думаете помогла ли Царевна Лебедь князю? (Да)
- когда он пришел домой, то что увидел князь?
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
«Ну, спасибо, — молвил он, —
Ай да лебедь — дай ей боже,
Что и мне, веселье то же».
- что делала белка?
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
- что сделал князь для дивной белки?
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
- Назовите пожалуйста все чудеса, которые были на острове Буяне? (Белка, Царевна Лебедь).
- Кто помог князю Гвидону, найти белку? (Царевна Лебедь).
-Молодцы дети. Наверно вы устали давайте сделаем зарядку.
Разминка
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо – влево.
(вращение головой)
А теперь руками крутим –
И для них разминка будет.
(вращение рук вперед и назад)
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
(руки вверх и в стороны)
Повороты вправо – влево,
Плавно производим.
(повороты влево и вправо)
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
(наклоны вперед)
Потянули плечи, спинки
А теперь конец разминке.
(дети садятся на места)
- Дети какую сказку мы только, что услышали? (сказку О сказке Царе Салтане» кто написал эту сказку? (Пушкин А. С.)
Дети кот ученый хочет с вами поиграть на интерактивном столе в игру. Вы хотите с ним поиграть? (да)
Давайте, сначала вспомним правила работы на интерактивном столе.
1. Близко к доске мы не подходим.
2. Работаем на ней чистыми, сухими руками.
3. Без взрослых не трогаем провода и розетки.
4. сделать гимнастику для глаз
Молодцы!
Глазодвигательная гимнатсика.
Дети, движения глазами выполняйте медленно, не поворачивайте голову.
Глазки влево, глазки вправо,
Вверх и вниз, и всё сначала.
Быстро, быстро поморгай –
Отдых глазкам своим дай!
Чтобы зоркими нам быть –
Нужно глазками крутить.
Вращайте дети глазами по кругу.
Зорче глазки чтоб глядели, разотрём их еле-еле.
Массируем верхние и нижние веки, не закрывайте глаза.
А теперь внимательно слушайте правило игры.
Когда я прочту задание, Вы должны найти правильный ответ:
1) Из чего был сделан дом Белки?
2) Каими были орешки?
3) С какой птицей разговаривал Царь Салтан?
4) Найди животное, которое сидело под елью?
-К. У: молодцы, все справились с заданиями.
-я знаю, что вы внимательно слушали отрывок из какой сказки? (отрывок из сказки о царе салтане)
-кто автор сказки? (Пушкин А. С)
- умницы. Практический метод: выполнение игровых заданий вместе с детьми. Контроль за выполнением задания. Определение причин недостатков.
Словесный: вопросы к детям,
Беседа, пояснение, указание, поощрение.
Наглядный метод: показ способов решение задачи,
использование наглядных пособий.
ИКТ технологий слайдов.
Игровой метод: игра: создание игровой ситуации, на интерактивной столе.
Коммуникативная:
Дети впечатлены от произведения литературы.
Речевая: дети развивают интерес к художественной литературе. Пополняют литературный багаж сказками А. С. Пушкина. Дети отвечают полным ответом на вопросы воспитателя. Дети продолжают формы речевого этикета. Дети продолжают овладевать диалогом.
Познавательно-исследовательская:
Дети внимательно действуют и отвечают на вопросы. Выполняют поставленную умственную задачу.
Дети, расширяют свой кругозор в сфере искусства, литературы.
Двигательная: дети двигаются вместе со словами, формируют у себя, что двигательная активность это ежедневная потребность.
Игровая деятельность: дети играют в интерактивную игру, учатся согласовывать свои действия при игре. В игре дети развивают сообразительность, решают поставленную задачу. Детям понравилось слушать воспитателя, как она читала выразительно и интересно.
Дети отчечали на вопросы полным ответом поднимали руки.
У детей пополнилось литературный запас.
3 Заключительный этап Подведение итогов деятельности
Вот и закончилось наше путешествие в страну Лукоморья?
-Вам понравилось дети путешествие?
- что мы сегодня делали дети?
-вам понравилось отрывок из сказки?
- какими персонажами сказки мы познакомились?
- в какую игру мы играли?
- вам понравилось игра?
-было ли вам трудно? (нет)
- конечно не было вам трудно так как вы слушали меня все внимательно. Словесный: вопросы к детям
Практический метод:
Анализ результатов.
Коммуникативная:
Дети рассуждают и оценивают свою деятельность. Сравнивают полученные результаты с ответами сверстников. Дети выясняют с какими трудностями столкнулись во время занятия, с какими заданиями справились быстро и легко. Владеет диалогической речью.
Высказывает свою точку зрения.
Делится своими эмоциями.
Анализирует и оценивает успешность в достижении цели.