Галина Евгеньевна Будилова
Конспект занятия по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи
«Приключения Маши»
Цель: Составление рассказов по картине. Развитие связной речи. Закрепление представлений о цвете. Обогащение словаря прилагательными, упражнения в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и артикуляционной моторики, координации слова с движением.
1. Организационный момент.
2. Составление описательного рассказа.
Сегодня я вас познакомлю с одной девочкой (рис. 1).
(Выставляется рисунок девочки)
Зовут ее Маша
У нее …
(Дети называют цвет волос, глаз, ботинок)
( Ответы детей: у нее на голове рыжие волосы, которые завязаны синими бантами, голубые глаза, черные брови, красный рот. На ногах Маши коричневые туфли).
Каждое утро Маша делает зарядку.
Она надевает …
(Дети описывают майку, трусики, носочки)
( Ответы детей: Маша надевает желтую в горошек майку, коричневые трусы и розовые носки).
После зарядки Маша умывается и надевает платье (рис. 2…
(Дети описывают платье, которое сами выберут)
( Ответы детей: Маша надевает голубое платье в горошек. На платье есть воротник белого цвета, по краю рукавов и низу платья проходит белая оборочка).
После завтрака она моет посуду.
Чтобы не запачкаться она надевает фартук (рис. 3) …
(Дети описывают фартук, который выбирают сами)
( Ответы детей: Маша надевает красный фартук. На фартуке есть желтый карман, который расположен посередине фартука. На фартуке желтые завязки. По низу фартука проходят две желтые полоски).
А потом идет на прогулку, и если погода прохладная она надевает свитер и брюки (рис. 4, 5) …
(Дети описывают свитер и брюки, которые выбрали сами)
( Ответы детей: Маша надела розовый свитер с длинными рукавами. Этот свитер украшен желтым воротником, по рукавам свитера и его середине проходят желтые полоски с завязками. Еще Маша надела коричневые брюки с черными карманами, похожими на треугольники. Низ и верх брюк украшают черные полоски).
3. Физкультминутка.
(Физкультминутка № 1 на развитие мелкой моторики).
4. Рассматривание картины и слушание рассказа.
(Выставляется картина. Дети рассматривают ее и слушают рассказ воспитателя (рис. 6).
«Маша вышла из дома и пошла по дорожке. Дождь закончился, на дорожках еще были лужи. В небе сияло огромное солнце. По голубому небу плыли белые облака.
По краям дорожки росли большие деревья, и зеленела травка. Цветы приветливо кивали своими головками. Вдруг в небе появилась радуга. Она была яркой, разноцветной. Маша хотела запомнить все цвета радуги, но не успела. Радуга исчезла так же быстро, как и появилась. Вдруг травка зашевелилась, и оттуда появились веселые гномики. Маша взглянула на их разноцветные колпачки и сразу вспомнила все цвета радуги. Она помахала гномикам рукой и побежала домой.
5. Беседа по вопросам с выставлением опорных картинок (рис. 7, 8)
- Откуда вышла и куда пошла Маша?
( Ответы детей: Маша вышла из дома и пошла по дорожке).
- Что она увидела на дорожках?
( Ответы детей: на дорожках она увидела огромные лужи).
- Почему на дорожках были лужи?
( Ответы детей: был сильный дождь, поэтому на дороге были лужи).
- Лужи, какие?
(Выставляются значки слов определений
( Ответы детей: лужи большие, огромные, множественные, голубые, глубокие).
- Что увидела Маша в небе?
( Ответы детей: в небе сияло огромное солнце. По голубому небу плыли белые облака).
- Солнце, облака какие?
( Ответы детей: солнце большое огромное, яркое, жаркое, желтое, огненное, жгучее. Облака большие, белые, дымчатые, воздушные, легкие, плывущие).
- Что росло около дорожки?
( Ответы детей: по краям дорожки росли большие деревья, зеленела трава, росли цветы).
- Деревья, трава, цветы какие?
( Ответы детей: деревья – маленькие, большие, зеленые, толстые, высокие, низкие. Трава – зеленая, мягкая, густая. Цветы – красивые, разноцветные, яркие, большие, маленькие, красные, голубые, желтые).
- Что появлялось в небе?
( Ответы детей: в небе появилась радуга).
- Радуга, какая?
( Ответы детей: радуга большая, дугообразная, яркая, разноцветная, красивая).
- Кого увидела Маша в траве?
( Ответы детей: Маша увидела в траве гномиков).
- Гномики, какие?
( Ответы детей: гномики веселые, маленькие, дружные, смелые, добродушные).
- Что сделала Маша?
( Ответы детей: Маша посмотрела на колпачки гномиков и вспомнила все цвета радуги).
6. Выкладывание «радуги» из дуг.
- Что же появляется в небе после дождя? (рис. 9)
( Ответы детей: на небе после дождя появилась радуга).
- Какие чувства появляются у вас при виде радуги?
( Ответы детей: радость, веселье, удивленье).
Посмотрите внимательно на радугу, запомните ее цвета и выложите свои маленькие радуги (рис. 10).
(У каждого в конверте дуги. Картина с радугой выставляется на некоторое время, а потом убирается. Дети по памяти выкладывают «радугу»).
Дети вместе с воспитателями читают стихотворение про радугу.
7. Физкультминутка № 2.
8. Рассказывание детьми друг за другом с опорой на картинки (рис. 7, 8).
9. Рассказывание детьми полного рассказа.
10. Итог.
СТИХОТВОРЕНИЕ
«РАДУГА»
Краски сегодня ужасно устали,
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски.
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета!
Красный, оранжевый,
Желтый, зеленый,
Голубой, синий, фиолетовый.
(А. Венгер «Цвета радуги»)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА № 1 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА № 2
Раз, два, три, четыре, пять Здравствуй, радуга – дуга,
(снимаем и разжимаем кулачки) Разноцветный мостик!
Этот пальчик по дорожке, (Медленно делаем дуги в воздухе)
Этот пальчик по тропинке, Здравствуй, радуга – дуга,
Этот пальчик за грибами, Принимай нас в гости. (Поклон)
Этот пальчик за малинкой, Мы по радуге бегом
Этот пальчик заблудился, Пробежимся босиком.
Очень поздно возвратился. (Бег на месте с высоким подниманием
колен)
(Загибают пальчики, начиная с большого) Через радугу – дугу
Перепрыгнем на бегу. (Прыжки)
И опять бегом, бегом
По дуге босиком.
(Бег на месте с высоким
подниманием колен)
(рис. 1)
(рис. 2)
(рис. 3)
(рис. 4)
(рис. 5)
(рис. 6)
(рис. 7)
(рис. 8)
(рис. 9)
(рис. 10)
Список использованной литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
2. Венгер А. Стихотворение «Цвета радуги».
3. Николайчук Г. И. Грамматические игры в детском саду. – Ровно, 1989.
4. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.
5. Тумакова Т. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М. : Просвещение, 1991.
6. Ушакова О. С. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М. : Просвещение, 1986.
Используемые материалы
1. Предметные картинки.
2. Картина «Маша на прогулке» (нарисована автором Будиловой Г. Е.).
3. Опорные картинки для составления рассказа (нарисованы автором Будиловой Г. Е.). .
4. Картина «Радуга» (нарисована автором Будиловой Г. Е.).
5. Разноцветные дуги из цветной бумаги для выкладывания «радуги» для всех детей.
6. Значки – схемы слов определений.