Наталия Поникаева
Конспект занятия по развитию речевого слуха с детьми старшего дошкольного возраста «Речевые и неречевые звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Развитие артикуляционной моторики, слухового восприятия, различение речевых и неречевых звуков.
Задачи
1. Коррекционно – обучающие:
- формирование понятие «звук», умение различать речевые и неречевые звуки (музыкальные звуки, голоса животных и птиц, бытовые шумы);
- активизировать познавательную деятельность, способствовать расширению кругозора.
2. Коррекционно – развивающие :
- развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
Публикация «Конспект занятия по развитию речевого слуха с детьми старшего дошкольного возраста „Речевые и неречевые звуки“» размещена в разделах
- развитие просодики, работа над интонацией, силой, высотой голоса;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики.
3. Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию, внимание, активность;
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: игрушка «солнышко», музыкальные инструменты, стаканы, бумага, ложки, пакеты, коробка-сюрприз, аудиозапись песен из мультфильма «Бременские музыканты», голоса домашних птиц и животных, картинки с изображением героев сказки, видеозапись «Домашние животные и птицы», зеркала (по количеству детей, обруч.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом: назовем имя соседа справа и передадим ему радостное настроение вместе с игрушкой «солнышко».
Дети становятся в круг, поворачивают голову, произносят: «Здравствуй, Алина, Саша, Дима! и т. д.» и с улыбкой на лице передают друг другу игрушку «солнышко».
II. Основная часть
Педагог показывает красивую коробочку и иллюстрацию с героями сказки «Бременские музыканты».
– Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, какие музыкальные инструменты лежат в коробке. Сегодня мы будем учиться различать звуки разных музыкальных инструментов и звуки окружающих предметов.
Дети закрывают глаза, слушают звуки бубна, погремушки, дудочки, колокольчика, затем отгадывают инструмент, находят соответствующую картинку.
Упражнение с платочком
Дети сидят на стульчиках. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение песни из мультфильма «Бременские музыканты». Дети должны передать платочек соседу и при этом пропеть «Тебе дарю». После игры спросить, какой музыкальный инструмент звучал в песне.
Развитие мимических мышц «Я умею делать так»
Педагог читает стихи и показывает детям пиктограммы с изображением различных эмоций. Дети стараются повторить вслед за героями сказки мимическое упражнение.
– Мы умеем улыбаться (изображает мимику радости,
– Мы умеем удивляться (изображает мимику удивления,
– Мы умеем сердиться (изображает мимику гнева,
– Мы умеем огорчаться (изображает мимику огорчения).
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
- Подул теплый ветерок. Вдох носом подули на ладонь. Молодцы!
Развитие артикуляционной моторики
- Берем зеркала, держим двумя руками.
Закрепление основных артикуляционных упражнений перед зеркалом.
Упражнения: «Заборчик», «Окошко», «Маляр», «Гармошка», «Часики», «Лошадка».
Физминутка. Развитие общей моторики и слухового внимания.
Дети встают в круг, услышав бубен, начинают бежать по кругу. Услышав колокольчик – поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.
Формирование слухового восприятия. Беседа с детьми.
– Дети, вы сейчас угадывали разные звуки, чем вы слушали?
–Ушами. Дети показывают свои уши. Показывают уши у героев сказки «Бременские музыканты», изображенных на картинке.
– Чтобы мы хорошо слышали, нужно беречь наши уши. Нельзя кричать громко в уши, класть посторонние предметы в уши, ходить в холодную погоду без шапки.
Игра «Что шуршит, что звенит?»
Педагог показывает различные предметы и предлагает послушать звуки, которые они издают, а дети с закрытыми глазами по звуку отгадывают предмет (стаканы, бумага, ложки, пакеты).
Затем ребята по одному выходят и выполняют различные действия (шуршат бумагой и пакетами, стучат железной ложкой об железную ложку, стеклянными стаканами и т. д.). Остальные с закрытыми глазами отгадывают предметы, издающие эти звуки.
Игра «Кто голос подает?»
Педагог включает запись голосов домашних птиц и животных. После каждого прослушивания называет, чей голос дети слышали. Затем дети самостоятельно угадывают голоса домашних птиц и животных. Затем педагог устраивает показ видеозаписи «Домашние животные и птицы» детям.
Игра малой подвижности «Помощники»
Дети стоят и держатся за обруч одной рукой. Упражнение выполняется под музыкальное сопровождение. Детям необходимо передвигаться по кругу под стихи.
– Мы по солнышку идем -
– Ножки укрепляем,
– Чтоб игрушки убирать -
– Маме помогаем.
III. Подведение итога (рефлексия)
Педагог показывает коробку-сюрприз с музыкальными инструментами и спрашивает детей:
– Какие инструменты вам понравились?
– Чем мы слушаем различные звуки?
– В какие игры больше всего понравилось играть?
Затем предлагает детям встать в круг, передать друг другу игрушку «солнышко» и улыбнуться, если занятие понравилось.
- Вы правильно выполняли задания. Молодцы, ребята!