Мария Козина
Конспект занятия по развитию познавательных процессов через экспериментальную деятельность «Страна чудес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о свойствах воды;
Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять "чудеса" с научной точки зрения;
Организовать познание детей через самостоятельный поиск;
Активизировать речь детей, обогащать словарный запас детей.
Развивающие задачи :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Развивать умение проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес, зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей навыки безопасного поведения во время проведения экспериментов;
Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушать друг друга.
Материалы: дипломы, персонажи сказок (гном, Урсула, Белоснежка, Рапунцель, котик Гав, щенок Шарик, фея Динь-динь, кот Матроскин, емкости с водой, кувшинки из бумаги, молоко, тарелки, жидкое мыло, фломастеры, ватные диски, пена для бритья, пластиковые стаканчики, бумажная салфетка, сок лимона, пипетка.
Ход занятия:
Гном: Здравствуйте, дорогие ребята. Рады вас приветствовать вас в нашей научной лаборатории "Страна чудес". Мы с вами сегодня отправимся в мир сказочных чудес, где научимся творить вместе с нашими героями. В конце нашего путешествия вы получите дипломы нашей страны (показывает и кладет на стол). Творить чудеса нам помогут специальные костюмы.
Дети одевают специальные костюмы. В это время в зале появляется морская ведьма Урсула и забирает к себе дипломы.
Урсула: Хи-хи-хи, одевайтесь, одевайтесь. А дипломы-то вот они!
Гном: Ребята, это же морская ведьма Урсула, она забрала наши дипломы. Что же делать? Урсула, отдай наши дипломы, пожалуйста!
Урсула: Я вам их отдам, только в том случае, если вы выполните мои задания.
Гном: Мы все задания выполним, правда, ребята?
Урсула: Ну хорошо. У Белоснежки цветы не распускаются. Сделайте так, чтобы они раскрылись.
Гном: Ребята, перед тем как начать выполнять задание, давайте вспомним правила безопасности:
" Можно:
думать, слушать, смотреть;
трогать и нюхать только с разрешения взрослого;
осторожно обращаться с приборами, их можно не только разбирать, но и пораниться.
Нельзя:
во время эксперимента кричать, толкаться, брать предметы без разрешения взрослого.
Опыт 1: "Непромокаемый бумажный цветок"
На столе стоят тарелочки с водой.
- Ребята, посмотрите, у нас на столах кувшинки, сделанные из бумаги. Я вам предлагаю взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды.
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
- Ребята, как вы думаете, в чем секрет этого волшебства? Почему лепестки цветов стали раскрываться? (Дети предполагают, что лепестки намокли; бумага впитала воду).
- Давайте проверим ваши предположения.
Предлагает детям в стакан с окрашенной водой опустить салфетку, которая быстро впитывает воду.
Вывод: бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.
Урсула (недовольно) : действительно, раскрылись. Ну ладно, тогда помогите Рапунцель нарисовать узоры, не используя бумагу.
Гном: Ну что ж, попробуем.
Опыт 2: "Рисуем на молоке"
- Ребята, а вы знаете, что можно рисовать не только на бумаге. Сегодня я вас научу рисовать на молоке.
- Для этого мы возьмем тарелку с молоком, жидкое мыло, фломастеры и ватные диски.
- Рисуем на диске снежинку, фломастерами хорошенько ставим на нем цветные точки с одной или двух сторон. Наливаем молоко в тарелку и кладём диск сверху. В разные стороны от него начинают растекаться цветные струйки. Получается очень красиво! Настоящий правописный взрыв!
Вывод: обычные фломастеры и маркеры водорастворимый. При контакте с жидкостью их краска начинает растворяться в ней. При добавлении жидкого мыла струйки растекаются активнее, потому что капельки жидкого мыла вступают в реакцию с молекуламиижира в молоке.
Урсула: Пока я вам не отдам ваши дипломы. Вы еще не все выполнили мои задания. Котик Гав и щенок Шарик мечтают погулять под дождем. Сделайте так, чтобы пошёл дождь.
Опыт 3: "Дождик в стакане воды"
Чтобы получить дождь в стакане, мы будем использовать обычную пену для бритья.
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде?
- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности. Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе?
- Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар. Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам.
- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаками (опыт сопровождается шумом дождя).
- Что происходит?
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
Гном: А сейчас в нашей "Стране чудес" - перемена. Предлагаю разминку.
Музыкальная игра "У оленя дом большой".
Гном: Все отдохнули? Ну что, Урсула, отдашь нам дипломы?
Урсула: И с этим заданием справились! Зато со следующим заданием вы точно не справитесь. Сделайте так, чтобы в стране феи Динь-Динь появилась радуга.
Опыт 4: "Радуга"
- Ребята, а где можно увидеть радугу? (На небе).
- Как она появляется? (Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко).
- Из каких цветов состоит радуга?
- Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать радугу - только из четырех цветов - в пробирке. И конечно же, независимо от погоды. И сейчас я вас этому научу.
Для опыта нам понадобятся: пластиковые стаканчики с водой, фломастеры, белая бумажная салфетка.
Поставьте внизу салфетки точки фломастерами и положите кончик салфетки в воду. На ваших глазах на белой салфетке получится цветная радуга.
Урсула: И тут тоже справились. Тогда вам последнее задание. Коту Матроскину срочно надо простокваша. Сделайте так, чтобы она появилась у кота.
Опыт 5: "Как быстро приготовить из молока простоквашу"
Дети выжимают сок из лимона затем капают по несколько капель лимонного сока пипеткой в стаканчики с молоком, наблюдают процесс свертывания молока.
- Что может у нас получиться если мы добавим лимон в молоко? (Другой кисломолочный продукт)
- А давайте проверим с помощи эксперимента?
Приступайте к выполнению.
- Что вы видите?
- Что произошло с молоком? Осталось ли оно прежним?
- Почему? (Молоко свернулось от сока лимона, потому что лимон кислый)
- Какой кисломолочный продукт мы получили? (Хлопья творога)
Вывод: Если в молоко добавить сок лимона получается другой кисломолочный продукт. Молоко свернется, получится сыворотка и хлопья творожистой массы.
Урсула: И тут справились, но я все равно не отдам вам дипломы. Я тоже себе такой хочу.
Гном: мы и тебе такой диплом дадим.
Гном: Какие эксперименты мы сегодня выполняли? А какой эксперимент вам больше всего понравилось выполнять?
Гном: Ребята, обучение в нашей стране закончилось, позвольте вручить вам дипломы.
Вручение дипломов.
Гном: Снимайте, пожалуйста, специальную одежду, до новых встреч!