Елена Шигарева
Конспект занятия по развитию навыков общения «Академия этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию навыков общения «Академия этикета».
Цели: знакомство с историей возникновения правил поведения; воспитание вежливости и умения вести себя в обществе; формирование таких качеств, как внимательность, доброжелательность, сочувствие и т. д.
Возрастная категория: 8-10 лет.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Для того, чтобы с вами было приятно общаться, необходимо знать и соблюдать правила хорошего тона. И сегодня мы поговорим о манерах, плохих и хороших.
Публикация «Конспект занятия по развитию навыков общения „Академия этикета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Манеры – это внешняя форма поведения, ваша мимика, жесты, тон, то, как вы разговариваете, какие выражения употребляете в речи.
А теперь подумайте и скажите, какие манеры можно считать хорошими?
(Ответы детей.)
Человек с хорошими манерами умеет общаться: он грамотно и ясно выражает свои мысли, вежливо слушает собеседника. Такой человек приветлив, внимателен, уважительно относится к старшим. Он производит приятное впечатление на окружающих, с ним хотят общаться.
Когда-то очень давно, на приеме у французского короля Людовика XIV гостям были вручены карточки, в которых перечислялись обязательные правила поведения. Назывались они «этикетки». От названия этих карточек и произошло слово «этикет».
Сегодня мы с вами тоже составим «этикетки», в которые запишем, как должен вести себя воспитанный человек.
2. Основная часть.
С чего начинается общение?
(Ответы детей.)
Конечно, любое общение начинается с приветствия. У европейских народов принято приветствовать друг друга рукопожатием. Сегодня эта традиция истолковывается как свидетельство уважения. А поводом для этого обычая служила другая причина: миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая открытая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия. Если другая сторона была тоже мирно настроена, следовало непроизвольное рукопожатие – приветствие. Ту же мысль на Востоке арабы выражали скрещиванием рук на груди, туркмены засовывали руки в длинные рукава, у китайцев при поклоне руки свисали свободно по сторонам.
Русский человек при встрече говорит: «Здравствуйте!» Тем самым мы желаем друг другу здоровья. Зулусы говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»
Нужно ли всегда отвечать на приветствие? (Да.)
Кто должен поздороваться первым: старший или младший? (Младший.)
Кто первым подает руку: старший или младший, мужчина или женщина? (Старший, женщина.)
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Вот это правило мы и запишем в ваши «этикетки».
Теперь я предлагаю вам провести соревнование двух команд. Необходимо на доске написать как можно больше вежливых слов. (Дети выполняют задание.)
Мы с вами живем среди людей, и наши слова и поступки не безразличны тем, кто нас окружает. Воспитанный человек всегда доброжелателен к окружающим, проявляет внимательность и сочувствие.
Послушайте стихотворение А. Барто «Ссора».
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки…
Мне б сказать спокойно надо:
"Слушай, ты же не права!"
Но, взяла меня досада,
Те, что надо и не надо,
Я выкрикивал слова.
И теперь хожу по саду,
Похожу, на лавку сяду,
Просто пухнет голова!
Как загладить те слова.
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки…
Кто и почему виноват в ссоре? Могут ли друзья помириться? Что для этого надо сделать? (Ответы детей.)
Если вы хотите иметь друзей, нужно научиться дружить. Нельзя конфликтовать по мелочам, грубить, нужно уметь уступать друг другу. Давайте это правило тоже запишем.
А теперь продолжим конкурс знатоков этикета. (Дети отвечают на вопросы.)
К кому можно обращаться на «ты»? (К близкому человеку.)
Допустимо ли во время беседы сильно размахивать руками. (Нет.)
Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.) А кому еще вы уступите место?
Кто должен первым закончить телефонный разговор? (Тот, кто позвонил.)
Почему нельзя, навещая больного, задерживаться у него надолго? (Ему нужно отдыхать, набираться сил.)
Можно ли перебивать говорящих товарищей или взрослых? (Нет.)
А теперь назовите мне плохие манеры. (Ответы детей.)
Если мы не научимся соблюдать правила этикета, то своим поведением мы будем беспокоить окружающих нас людей. Давайте запишем еще одно правило: «Не доставлять неудобств окружающим».
3. Заключительная часть.
Я надеюсь, что у вас нет плохих манер, а если все же есть, то необходимо побыстрее от них избавиться. Я думаю, что теперь вы будете следить за своим поведением и вырастите вежливыми и воспитанными людьми, умеющими вести себя в обществе.