Пашаева Надежда
«Мудрое слово». Конспект занятия по программе «Истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мудрое слово». Конспект занятия по программе «Истоки»
Муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Ханты-Мансийск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития детей № 18 «Улыбка»
(МБДОУ «Детский сад № 18 «Улыбка»)
Конспект занятия по программе «Истоки».
Публикация «„Мудрое слово“, Конспект занятия по программе „Истоки“» размещена в разделах
Тема: «Мудрое слово».
группа «Затейники»
Пашаева Н. А
г. Ханты-Мансийск
Программное содержание :
1. Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Мудрость».
2. Развитие у детей умения слушать друг друга.
3. Формировать потребность в социальном соответствии.
4. Воспитывать уважение к людям старшего поколения, желание следовать их мудрым советам.
5. Развитие эмоциональной сферы ребенка.
6. Активизировать в речи детей народные пословицы о дружбе, труде и уме.
Материал к занятию
1. Выставка литературы по разделам «Познавательная литература», «Народная мудрость», «Мудрые сказки».
Этапы работы
1. Подготовительный этап
Присоединение к теме
Работа с выставкой познавательной литературы:
В группе оформлена выставка «умных книг» (энциклопедии, детские познавательные журналы, словари русского языка и др.
Воспитатель: Здравствуйте, наши дорогие гости. Сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать со стихотворения В. Полторацкого
«Слово о словах».
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Слова бывают разные
То дельные, то праздные
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
Есть чистые-алмазные,
А есть бесстыдно грязные.
Одни помогут выпрямить
Другие душу вытравить.
Слова высокой доблести
И самой низкой подлости…
-И сегодня мы будем говорить о глубине мудрого слова. С тех пор, как человек живет на Земле, звучит слово. Все мы живем, общаемся, дышим через слово. Мудрое слово помогают и направляют в жизни людей. Нет жизни без слова мудрого и толкового, доброго и нежного, в котором соединяются вера, надежда, любовь и правда.
Воспитатель:
- Как называются эти книги? (Энциклопедии, словари). Что мы можем узнать из этих книг? (Разговор может идти как по каждой конкретной книге отдельно, так и в целом по «умным книгам»). Как называется книга, которую я держу в руках? (Словарь, энциклопедия). Какая книга называется словарем? (Книга, в которой толкуются объяснения слов). Сейчас я вам прочитаю, как раскрывается в словаре слово «Мудрость». (Чтение воспитателем краткой информации из словаря С. И. Ожегова «Словарь русского языка»). Сегодня на занятии мы будем говорить с вами о мудрости и мудрых словах. Как вы уже услышали из толкового словаря «мудрость – это ум». А где мы можем «почерпнуть» ум и знания? (Ответы детей)
Можем ли мы назвать пословицы, поговорки мудрыми и почему? (В них есть и ум, и жизненный опыт)
К этому занятию мы прочитали с вами много мудрых сказок. Давайте вспомним р. н. с. «Никита Кожемяка» и «Белая уточка». Почему эти сказки можно назвать мудрыми?
- В чем проявилась мудрость Никиты Кожемяки?
Какие пословицы раскрывают смысл сказки? («За правое дело стой смело», «Кто за правое дело стоит, тот победит»).
- В чем заключается мудрость слов князя своей жене перед отъездом его из дома в сказке «Белая уточка?» - «Век обнявшись не просидеть» (Даже если очень любишь человека, невозможно все время находиться рядом).
- Как в этой сказке раскрывается смысл мудрых слов : «В хитрости и зависти нет ни проку, ни радости»? (действие злобы и зависти на жизнь).
- А в жизни можно встретиться с мудростью.
Ресурсный круг «Кого можно назвать мудрыми? :
Воспитатель:
Молодцы ребята, а сейчас я приглашаю всех в круг.
Физминутка:
В зеркало я посмотрю – из чего я состою?
Чтобы видеть ярко краски, помогают наши глазки.
Носик нюхает, а уши, нам даны, чтоб сказки слушать.
Ротик может улыбаться, кашку кушать, целоваться.
Зубки очень нам нужны, зубки очень нам важны.
Помогают нам жевать, будет легче нам глотать.
Язычок во рту живёт – он возможность нам даёт,
Выговаривать слова — вот зачем нам голова.
Ножки надо — чтоб ходить, ручки – чтобы мастерить,
А ещё, чтоб рисовать, маму крепко обнимать.
Посмотрите на меня - вот какой красивый я!
Дидактическая игра «Мудрость народа».
Задание:
Назвать пословицы по темам : «Дружба», «Труд», «Ум».
О дружбе:
- Старый друг лучше новых двух.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.
О труде:
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- Терпение и труд все перетрут.
- Дело мастера боится.
Об уме:
- Одна голова хорошо, а две лучше.
- С умным разговаривать, что меду напиться.
- Век живи, век учись.
Мудрое поучительное слово мы можем встретить и в сказках, и в пословицах, и в загадках. Отгадайте мою загадку
«Без него голова лишь для шапки нужна».
Загадки - великая сокровищница человеческой мысли. Они собрали в себе мудрость и тягу к знаниям.
Воспитатель:
- Дети, мудрость – это не только ум и знания, но и жизненный опыт.
Сегодня мы познакомимся с крылатыми выражениями. Почему они так называются,
Сейчас я вам буду зачитывать крылатые фразы, а вы вспомните из каких литературных произведений эти изречения. Попробуйте самостоятельно истолковать их :
- «Не в свои сани – не садись» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»);
- «Как аукнется, так и откликнется» (Сказка «Лиса и журавль»
- «Богатство – дело наживное, а открой ты мне свое дело сердечное»
(С. Т. Аксаков сказка «Аленький цветочек»);
- «За храбрость нашу он нам поклониться: то ли не почет, не слава!» Былина «Бой с несметной ратью под Киевом);
- «Если даст он им свободу,
Снимет Бог с него невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит» (П. П. Ершов «Конек-горбунок»).
3. Заключительный этап
Воспитатель:
Творческое задание: раскрасить иллюстрацию к р. н. с. «Никита Кожемяка» (если не осталось времени – предложить выполнить задание дома с родителями).
О мудрых людях, которые говорят вам много мудрых слов, мы поразмышляем еще на следующем занятии.
Вывод: -Мудрость всегда в почете, она не имеет национальности, все народы, во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость, часто спасали людей в трудную минуту. Я думаю, что каждый из вас соотнесет мудрость этих высказываний со своей жизнью. Я желаю вам, чтобы в своей жизни вы поступали мудро - обладали терпением, доверием, добротой, скромность, любовью. И на память о нашей встрече, я вручаю вам сердечки.