Лариса Пенкова
Конспект занятия по программе «Истоки» с детьми подготовительной группы на тему: «Светлый образ»
Цель: Сформировать у детей представление о праведной жизни и светлом образе преподобного Сергия Радонежского.
Задачи:
1. Познакомить детей с социокультурной категорией традиций образа.
2. Подводить детей к пониманию праведной линии жизни.
3. Развивать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.
4. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, воспитывать любовь к православной культуре к светлым образам русского народа.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по программе „Истоки“ с детьми подготовительной группы на тему: „Светлый образ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
чтение книги «Преподобный Сергий» Е. В. Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И. С. Шмелёва «Благословление», «Сын радости», «В пустыне Преподобного Сергия», «Чудо об источнике».
Словарная работа.
- образ,
- мудрость,
- праведный,
- преподобный.
Материал для занятия :
книга для развития детей №3 «Светлый образ», иллюстрации с изображением «Свято – Троицкой Сергиевой Лавры», образ Сергия Радонежского, иллюстрации преподобного Сергия с медведем, святого источника, аудио запись праздничного колокольного звона, мультимедийный проектор.
Вводное слово.
(Звучит аудио запись колокольного звона)
Стихотворение. «Отечество мое» автор С. Никулина.
Отечество мое. Россия!
В тебе дух старины живет,
И ни одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала,
И становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало,
И Преподобный Сергий в ней!
Ход занятия:
дети с педагогом сидят напротив иллюстраций Свято – Троицкой Сергиевой Лавры.
Присоединение:
На высоком холме, окружённый величественными белоснежными стенами возвышается Свято – Троицкий монастырь, сверкая золотыми куполами.
-Воспитатель рассказывает о своем опыте посещения Сергиево – Троицкого монастыря, о своих чувствах (радости, благоговения)испытавших при этом.
- Скажите, а кто основал этот монастырь? (ответы детей)
Иллюстрация – «Беседа старца с Варфоломеем»
- Расскажите о детстве Сергия Радонежского. Что вам показалось необычным и удивительным в жизни Варфоломея? (ответы детей)
- Кто были его родители? (ответы детей)
Иллюстрация - «Сергий Радонежский с медведем»
Разговор с детьми о фрагменте «В пустыне Сергия Радонежского» :
- Расскажите, о каких чудесных качествах Сергия Радонежского говорится в этом эпизоде. (ответы детей)
Иллюстрация -«Чудо об источнике»
Разговор с детьми о «Чудотворном источнике».
- К какому произведению эта иллюстрация?
- Почему источник называют Чудотворным?
- О каких чудесах из жизни Сергия Радонежского хотели бы рассказать.
Педагог обобщает ответы детей:
Всю жизнь Сергей Радонежский стремился установить среди людей братские отношения. Он учил людей хранить любовь, правду, заботиться о нищих и бездомных.
Этапы работы:
Вводная беседа о жизненном пути преподобного Сергия Радонежского:
-Ребята, мы с вами знакомимся со Светлым образом Преподобного Сергия Радонежского. Он является ангелом хранителем земли русской, чудотворцем, при жизни его называли святым.
- Он с ранних лет служил Богу. И за свое усердие, трудолюбие получил от Господа дар чудотворения. К преподобному Сергию Радонежскому тянулись русские люди за добрым словом, просили его о благословении и исцелении.
-У Сергия Радонежского были ученики, которые разошлись по Руси и положили начало новым монастырям, так как сделал это Сергий Радонежский, когда основал Свято - Троицкий монастырь.
-И поныне живет в душе нашей образ Преподобного Сергия Радонежского и направляет нас на путь праведный.
*Какие эпизоды из жития преподобного Сергия Радонежского вам больше запомнились? (ответы детей)
*Почему люди обращались за помощью, советом к нему?
*Какие чувства они испытывали при этом?
*Какие пословицы о добре, трудолюбии, правде вы знаете? И объясните, как вы их понимаете.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
-Правда в огне не горит и в воде не тонет.
- У кого душа добра, тот краше золота и серебра.
-Добрый человек в добре проживет целый век.
Воспитатель подводит итоги, обобщает ответы детей, отмечает, что люди обращались к преподобному Сергию Радонежскому за советом и помощью потому, что считали его праведным.
2Основной этап.
В руках у воспитателя игрушка -«Медведь»
Ребята у меня в руках замечательная игрушке деревянный медведь,может быть именно такие игрушки и вырезал Сергий Радонежский и дарил их детям.
- Воспитательпредлагает детям ответить на вопрос: «Почему жизнь преподобного Сергия Радонежского можно назвать праведной?»
-* Педагог подводит итог разговора: народ таких людей, как Сергий Радонежский признаёт «святыми», но как бы их не именовали светлые образы мудрецов и праведников стали путеводными для многих поколений. Не все могут быть святыми, но все могут следовать по пути праведности.