Капуши Дарья
Конспект занятия по программе «Детство» в старшей группе. Ознакомление с рассказом «Живая шляпа» Носова Н. Н
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Программные задачи: 1. Учить понимать последовательность событий и действий персонажей в рассказе Носова «Живая шляпа»
2. Развивать связную речь и фантазию детей.
3. Воспитывать интерес к книге.
Методы и приемы: беседа, вопросы, объяснение, указания, пояснение, контроль, оценка, заинтересовывающий момент, игровой прием, использование ТСО, практические действия детей
Публикация «Конспект занятия по программе „Детство“ в старшей группе, Ознакомление с рассказом „Живая шляпа“ Носова Н, Н» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Носов Н.Н.
- Старшая группа
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
Словарная работа: комод, кочерга, лыжная палка, головной убор, превращение, иллюстрация.
Предварительная работа: знакомство с творчеством писателя Н. Н. Носова, рассматривание иллюстраций в книгах, беседа.
Оборудование: шляпа, текст рассказа Носова «Живая шляпа», две корзины с картофелем для проведения подвижной игры, проектор, компьютер, иллюстрации по рассказу.
Ход занятия:
Воспитатель вносит на занятие шляпу и уточняет у детей: Ребята! Посмотрите, что у меня в руках!
Лиза, что это такое?
Правильно, Лиза, это шляпа. Миша, а ты знаешь для чего она нужна?
Совершенно верно. Шляпа нужна, чтобы покрывать головы от жары или от холода. (воспитатель надевает шляпу на голову и показывает детям)
Скажите, а у вас шляпы есть? (Ответы детей)
Посмотрите на мою шляпу! (воспитатель снимает шляпу) Потрогайте ее! Какая у меня шляпа? (Ответ детей)
Ребята, а ещё шляпа может быть живой! Не верите? Я тоже сначала думала, что это сказка, пока не прочитала рассказ писателя Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
Мы с вами уже говорили о том, что рассказ и сказки – разные литературные жанры. Миша, чем рассказ отличается от сказки?
Правильно! В рассказе всегда говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и превращений, как в сказке. Значит, живая шляпа была на самом деле! Не верите? А хотите узнать, как всё было на самом деле? Тогда присаживайтесь на стульчики.
Чтение педагогом содержания рассказа:
Ребята! Я буду читать рассказ и по ходу чтения показывать вам иллюстрации, которые сделал к рассказу замечательный художник Иван Михайлович Семёнов. А вы внимательно слушайте рассказ, запоминайте его героев и смотрите иллюстрации (воспитатель читает рассказ и сопровождает чтение демонстрацией слайдов с иллюстрациями художника И. М. Семёнова).
Беседа с детьми по содержанию рассказа:
- Вот такой интересный рассказ. Лиза, скажи, а это смешная была история или грустная?
- А что вам показалось самым смешным?
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
- Автор назвал свой рассказ «Живая шляпа». А как по-другому вы бы назвали этот рассказ? (дети предлагают свои варианты названий, педагог при этом привлекает к творчеству малоактивных детей).
Молодцы, ребята! Вот сколько интересных названий для рассказа вы придумали.
Физкультминутка:
К шляпе дружно подойдем,
Ее взглядом обведем!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет-
Ты живая или нет?
Решение проблемной ситуации:
Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа-волшебница», это название подошло бы рассказу? Почему вы так думаете? Кто думает иначе? Почему? Кто ещё как думает? (педагог выслушивает аргументы детей за и против).
Конечно, ребята, волшебные шляпы бывают только в сказке, а в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа-волшебница» не подходит для рассказа.
Подвижная игра «Попади в шляпу»
Ребята! А как вы думаете, сложно попасть в шляпу картошкой? (ответы детей) Вот сейчас и проверим! Я предлагаю вам самостоятельно поровну разделиться на две команды: команду мальчика Вовки (на первого ребёнка в колонне надевается шапочка с изображением лица ребёнка с иллюстраций И. М. Семёнова) и команду мальчика Вадика (надевается шапочка).
Перед вами две корзины с картошкой и одна шляпа, которую мы положим посередине комнаты. Вам необходимо попасть в неё картофелем. Команды бросают картофель поочередно. Побеждает та команда, которая совершила больше точных попаданий (игра проводится с детьми под руководством педагога).
Молодцы, ребята! Победила у вас дружба! Видите, как сложно попасть картофелем в цель. Вот поэтому и Вовка с Вадиком долго не могли попасть в шляпу.
Придумывание окончания рассказа.
Ребята, а как вы думаете, тяжело придумывать рассказы? (ответы детей). Конечно ребята, это серьёзная и сложная работа, потому что в рассказе показаны реальные события и писателю приходится быть очень наблюдательным и умным человеком. Давайте и мы с вами попробуем придумать окончание рассказа.
Итак, Н. Н. Носов закончил свой рассказ на моменте, когда ребята нашли под шляпой котёнка. Я вам предлагаю продолжить его рассказ и закончить его по-своему. Помните, вам надо придумать окончание рассказа, а не сказки (дети придумывают разные варианты и озвучивают их. В случае затруднения воспитатель предлагает для детей заготовки фраз: Тут пришла мама и … Вовка взял котёнка у Вадика и вдруг… Ребята побежали на улицу и ….).
Молодцы, ребята! Видите, сколько интересных вариантов окончания рассказа «Живая шляпа» у вас получилось.
Ребята! Подходит к концу наше занятие. Давайте с вами уточним, о чём же мы сегодня с вами говорили? (ответы детей: о рассказе Н. Н. Носова «Живая шляпа», о шляпе и пр.)
- С чем новым для себя и интересным вы сегодня познакомились? (ответы детей: с новым рассказом Носова, с новыми словами, с новой игрой, с новым занятием – придумывание названий и окончаний рассказов и пр.)
- Что вам больше всего запомнилось? (ответы детей)
- Что было для вас самым сложным? (ответы детей)
- А что больше всего понравилось? (ответы детей)
Кто по вашему мнению был более внимательным, быстро и правильно отвечал на вопросы? Почему?