Людмила Горбунова
Конспект занятия по проекту «Мордовия — наш край родной. Праздники Мордовии»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по проекту «Мордовия – наш край родной»
«Праздники Мордовии»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы, двигательная деятельность
Цель: продолжать формировать интерес к культуре, традициям и обычаям мордовского народа.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по проекту „Мордовия — наш край родной, Праздники Мордовии“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Познавательные:
1. Закрепить знания детей о многонациональности республики Мордовия, об особенностях мордовского, татарского и русского национальных костюмов;
2. Продолжать знакомить детей с традициями, обрядами и праздниками народов, проживающих на территории Мордовии;
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные умения;
2. Развивать умение создавать украшения по мотивам мордовского народного орнамента.
3. Развивать эстетическое восприятие, учить видеть красоту национальных украшений, костюмов.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к культуре, традициям и обычаям мордовского народа.
Предварительная работа:
-рассматривание национальных костюмов;
-рассматривание мордовских народных орнаментов;
-беседа о праздниках, традициях и обычаях мордовского народа;
-заучивание мордовских колядок, стихов и песен;
-разучивание мордовской подвижной игры «Суркс» («Колечко»);
-разучивание мордовских слов.
Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (русском, мордовском, татарском).
Ход занятия
1. Вводное слово воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте, друзья!
Мой милый край! Мордовия родная!
Разливы рек, бескрайние поля.
И я не знаю лучше края,
Чем наша славная Мордовская земля!
Дорогие ребята, я не случайно начала занятие с этих стихов, потому что сегодня мы с вами поговорим о Мордовии и народных праздниках.
2. Дидактическая игра «Опиши национальный костюм»
Воспитатель: Наша республика многонациональная. Скажите, какие народы проживают на территории Мордовии?
Дети: Мордва, татары, русские.
Воспитатель: У каждого народа есть свои народные традиции, культура. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру Мордовии. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия. Поэтому народ в нашей республике живет дружно, в мире и согласии. Вот и к нам на занятие пришли куклы разных национальностей. Они одеты в национальные костюмы. Опишите их.
Дети описывают русский, мордовский и татарский костюмы, называя элементы одежды на национальном языке, отмечают характерные особенности (национальный орнамент).
Воспитатель: Ребята, а сейчас можно на улице встретить человека в таком одеянии?
Дети: Нет. Но так одеваются на праздники. В таких костюмах танцуют и поют.
3. Беседа о старинных мордовских праздниках.
Воспитатель: Мордовский народ любит праздники и справляет их с давних времен. Ребята, какие старинные народные праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Крещение, Масленица.
Воспитатель: А вы знаете, как праздновали Рождество - Роштува?
Накануне Рождества колядовали. Этот день назывался Калядань ши - день коляды. Днем дети, а вечером молодежь ходили по домам и исполняли песни-колядки, в которых желали хозяевам благополучия и хорошего урожая. За это хозяева угощали их специальными пирогами (калядань прякат) с различной начинкой: картошкой, капустой, калиной и т. п.
Воспитатель: Одним из самых любимых праздников нашего народа является Масленица. Как праздновали Масленицу?
Дети: Мордва на Масленицу пекли пшенные блины, пили мордовский национальный напиток «Позу».
Воспитатель: Масляничная гора называлась масла панда. Молодые женщины, вышедшие замуж, приносили туда блины, которыми угощали молодых парней. За это парни катали их на санках (салазках).
4. Мордовская подвижная игра «Суркс» («Колечко»)
Воспитатель: На праздники наши бабушки и прабабушки устраивали посиделки, на которых пели песни и плясали, пряли сукно, ткали, вышивали и играли. И до нас дошла игра, которая называется «Суркс» («Колечко»). Давайте поиграем.
Дети встают в круг, по считалке выбирают ведущего.
Ведущий:
Раю, раю, выбираю
И игру я начинаю.
Кто колечко найдет,
Топотушки начнет.
Ведущий раздает колечко. Тот, у кого окажется колечко, выходит в середину круга и пляшет под мордовскую национальную музыку. Ведущим становится тот, у кого колечко.
5. Беседа о современных мордовских праздниках.
Воспитатель: В наше время появилось много современных праздников. Какие современные праздники вы знаете?
Дети: День знаний, День народного единства, День победы, День матери, «8 Марта» и т. д.
Воспитатель: Совсем скоро мы будем праздновать Новый год и Рождество. Как вы празднуете эти современные праздники?
Дети: Дарим мамам, папам, дедушкам и бабушкам подарки, поем песни и читаем стихи.
Воспитатель: А еще нужно любить и уважать своих мам и бабушек, уделять внимание, радовать их. А что значит любить свою семью?
Дети: Уважать всех, слушаться, помогать, убирать свои игрушки на место и т. п.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно понимаете уважение и любовь к своей семье.
6. Итог занятия.
Воспитатель: Чем запомнилось вам наше занятие? За что вы можете себя сегодня похвалить?