Елена Ковалева
Конспект занятия по приобщению к русской национальной культуре «Там, где сказка живет» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 104»
Конспект – сценарий
занятия по познавательному развитию в старшей группе (ознакомление с окружающим)
«Там, где сказка живет»
составила воспитатель высшей квалификационной категории Ковалева Елена Анатольевна
Рязань
Цель:
Приобщение дошкольников к народной культуре
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по приобщению к русской национальной культуре „Там, где сказка живет“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
• знакомство с особенностями русского старинного быта;
• • развитие и обогащение речи: изба, горница, веретено, прялка, ухват, коромысло;
• развитие эстетического восприятия детей посредством народной музыки;
• развитие умения самостоятельно драматизировать сказки, предавая характерные особенности персонажей;
• воспитание интереса к русской культуре, истории своего народа.
Предварительная работа:
1) беседы и чтение о русском народе;
2) знакомство детей с русскими народными сказками, загадками, считалками, скороговорками;
3) слушание аудио записей русских народных сказок, песен;
4) экскурсия в музей детского сада «Русская изба».
Материал, оборудование: русская печь, стол, лавки, сундук, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть, самовар, деревянная и глиняная посуда, деревянные ложки; русские народные костюмы; прялка, веретена, ухват, коромысло.
Сценарий занятия
Воспитатель рассказывает стихотворение о Родине
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем.
И березки, вдоль которых,
Взявшись за руки идем.
Что мы родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
И рубиновые звезды, звезды мира над Кремлем!
- Ребята, о чем это стихотворение? (о Родине)
- В какой стране мы живем? (в России)
- Назовите столицу нашей России? (Москва)
- В каком городе мы живем? (в Рязани)
В: Да ребята, мы с вами живем в современном городе, в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере.
А вам интересно узнать, как жили раньше русские люди, во что одевались, чем занимались, как отдыхали? (ответы детей)
В: Тогда, я приглашаю вас в путешествие во времени, хотите? Но нам нужно переодеться в другую одежду, в какой раньше на Руси ходили.
(Дети переодеваются в русские рубахи)
В: У меня в руках волшебный клубочек. Куда он покатится, туда мы и отправимся.
В: Ты катись, катись, клубок.
С овражка на мосток.
Ты клубочек не спеши,
Нам дорогу покажи.
(Клубочек прикатился в музыкальный зал)
В:Ребята, посмотрите, сколько гостей здесь собралось. Давайте с ними поздороваемся, как здоровались раньше на Руси.
Низкий поклон Вам, добрые люди!
Счастья, здоровья и долгих лет.
Кто за веселье здесь нас осудит?
Нету веселья – и жизни нет.
Над головою чистого неба,
Нам бы хотелось Вам пожелать.
Славы, застолья, досыта хлеба,
С песнями жить и не унывать.
В: Ребята, влево, вправо повернитесь,
Вокруг себя вы покружитесь,
В избе русской очутитесь!
В: Ребята, где это мы с вами очутились? (в русской избе)
В: Смотрите, никого нет.
Вот в печи огонь горит,
На печи горшок стоит.
Каша тут в горшке варилась, (смотрит в горшок)
А хозяйка отлучилась.
Мы на лавочку пойдем,
И хозяйку подождем.
Дети садятся на 2 лавочки.
Слышится песня
Рано утром по воду,
Я на реченьку пойду.
Принесу ведро водицы,
И умыться, и напиться.
Входит хозяйка: (снимает ведра с коромысла)
Х: Здравствуйте, гости, дорогие, добрые молодцы и красные девицы! Меня зовут хозяюшка – Марьюшка.
Д: Здравствуй, хозяюшка!
М: Гость на пороге – хозяину радость! С чем пожаловали?
В: В гости мы пришли сюда,
Для того, чтобы спросить,
Как же в прежние года,
Люди жили на Руси.
М: Милости прошу в мою русскую избу!
Сядем рядком, поговорим ладком.
М: Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
М: Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Раньше русские люди строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называется горница, здесь я принимаю гостей (показывает руками)
М: А вы знаете, что главное в избе? (ответы детей) Да, печка, она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Ой, ты печка сударушка,
Помоги нам боярушка:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
В дом богатство принеси.
В: Хозяюшка-Марьюшка, наши дети тоже умеют сдавить русскую печь.
Р: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет.
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
М: Молодцы, ребятушки, а теперь давайте пройдем вот сюда. Кто мне скажет что это?
Дети подходят к столу, на столе скатерть (ответы детей)
Х: А что стоит на столе? (посуда) А какая это посуда? (ответы детей) Из чего сделана эта посуда?
В: Посмотрите, какие красивые ложки есть у хозяюшки-Марьюшки.
Эти ложки непростые, золотые, расписные!
Этими ложками можно не только есть, на них еще можно играть, правда, Марьюшка!
М: Правда, ребятушки. А вы умеете на ложках играть?
Динамическая пауза
(игра на ложках под русскую народную музыку)
В: Раньше в избе все делалось своими руками. Долгими зимними вечерами вырезали ложки, миски, плели лапти, вязали, вышивали. А еще пели песни. сочиняли загадки и сказки.
М: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достает шкатулку с загадками)
1. Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают глотает. (печь)
2. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает (ухват)
3. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголек,
Кашу сварит… (чугунок)
4. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар)
5. Воду я ношу с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит ведра (коромысло)
6. Сама не ест.
А людей кормит (ложка)
7. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею (веретено)
8. Стригли, щипали, а после чесали.
Чисто, пушисто – к доске привязали (прялка)
М: Молодцы, ребятки, добры молодцы и красны девицы. А сказки вы любите? (ответы детей)
В: А какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей)
М: А сами сказки рассказывать умеете?
В: А давайте вместе с хозяюшкой Марьюшкой покажем новую сказку?
САЗКА
М:Очень рано, по утру, две сороки, здесь в лесу
Растрещались очень громко, обсуждая все подряд.
Мы послушаем немного, что сороки говорят.
С1. В чаще леса, на опушке, в старой маленькой избушке,
Рядом – ступа и метла, жила бабушка Яга.
С2. А вдали, за косогором, жила бабушка Федора.
Далеко старушки жили и ни капли не дружили.
С1. Как-то утром Самовар до Федоры добежал,
Постучался и стоит, речь такую говорит:
Самовар: Ты, Федора, не серчай и меня не прогоняй!
Я так больше не могу, от Яги я убегу!
А за мной бежит посуда, у Яги нам было худо!
Ты любить посуду стала, а Яга нас обижала!
Нас, Федора не гони и к себе скорей прими!
С2. За посудой, вот дела, спешит бабушка Яга!
На метле своей летит, очень злится и кричит:
Яга: Не пойму тебя, соседка! Хоть и видимся мы редко.
Я тебя не обижала, ты ж посуду всю украла!
Федора: Ты, Ягуся, не кричи! И метлою не стучи!
Ты посуду обижала, и она сама сбежала!
Чугун: Посмотри на грязный бок, Ну, какой я чугунок!
Не помыв меня ни разу, ты сварить хотела кашу!
Я хочу лишь чистым стать и со всех боков блистать!
Ухват:Я – ухват, я самый ловкий! Я тружусь без остановки!
Но Яга меня забыла и работы всей лишила!
Я в углу стою, скучаю, паутиной обрастаю!
Кувшин: Посмотрите, я-кувшин, и остался я один!
Нас Яга совсем не мыла, всех нас просто перебила!
От нее, повесив нос, еле ноги я унес!
Ложки: Мы –подружки ложки, грязные немножко.
Загрязнились, закоптились, от Яги в бега пустились!
Сито: Я, ребята, сито. Я давно не мыто!
Сею, сею я муку, быть я грязным не могу!
Корыто: Я же грязное корыто! Не умыто и разбито!
Помоги, Федора, мне! И возьми меня к себе!
Яга: Ой, посуда, ты посуда! Как же без тебя я буду?
Мне и кашу не сварить! Мне и чаю не попить!
Как же быть мне? Ой, ой, ой! Как одной идти домой -O-
Федора: Ты, Яга, не плачь, не ной! А посуду ты помой!
Ты, Ягуся, не ленись и посудою займись!
Я сама была такою, а теперь посуду мою!
И она блестит, сияет, настроенье поднимает!
Яга: Вы, меня, друзья, простите! На меня зла не держите!
Обещаю вас любить и водою чистой мыть!
Дайте вас я обниму, ведь без вас я не могу!
В: С той поры Яга чистюля: моет, чистит все всегда,
И не мытою посуду не оставит никогда!
И с Федорою подружки проживают очень дружно!
В: Молодцы, ребята! А теперь отдохнем, хоровод водить пойдем.
Давайте покажем хозяйке-Марьюшке и нашим гостям, как мы умеем водить хоровод.
Динамическая пауза (хоровод)
М: Молодцы, ребятушки, очень мне понравился ваш хоровод.
А еще, ребятки, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку, и увидим, как жили люди на Руси.
Садитесь на лавочки, будем смотреть.
Просмотр презентации
В: Хозяюшка-Марьюшка, нам пора домой, в детский сад.
Х: Ну, ребятушки, прощайте,
На дорожку угощайтесь (достает поднос с баранками)
Вот вам, ребятушки,
Баранки да сушки!
В и дети: Спасибо!
Мы и сами поедим,
Людей добрых угостим (ребенок несет на подносе угощение гостям).
В: До свидания, Марьюшка!
Спасибо тебе за хлеб-соль,
Отправляемся домой!
Дети и воспитатель уходят.