Алёна Медведева
Конспект занятия по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа «Зимние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
по приобщению детей дошкольного возраста
к традициям и обычаям русского народа
Тема: «Зимние посидел
h3][/h3]ки»
Цель:
Дать детям возможность познакомиться с внутренним убранством избы, с предметами обихода, с традициями наших предков
Публикация «Конспект занятия по приобщению детей дошкольного возраста к традициям и обычаям русского народа „Зимние посиделки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой – жилищем крестьянской семьи.
2. Учить узнавать предметы домашнего обихода крестьян, отмечать их пользу и красоту.
3. Развивать интерес к старинным играм, забавам.
4. Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей, мелкую моторику и речь.
5. Воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, вызвать эмоциональный отклик.
6. Закрепить умение делать традиционную русскую куклу «Пеленашку».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа: частушка, «пеленашка»
Предварительная работа: разучивание малых фольклорных жанров, игр, разучивание песен.
Ход занятия.
1 ребё нок:
Поклонимся вам до земли.
Оставьте мысли грустные.
Мы приглашаем всех гостей
2 ребё нок:
Жива традиция, жива
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова из прошлого, из нашего.
Воспитатель:
И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
Из этой праздничной тарелки,
Из наших рук и хлеб, и соль.
Марина угощает гостей караваем.
- Милости прошу, дорогие мои! Проходите, присаживайтесь. Удобно Вам сидеть? Сядем рядком, да поговорим ладком!
Ну что, ребята, начнём наши зимние посиделки.
А сначала отгадайте загадку.
Я загадаю вам загадку, и если вы ответите правильно, то вот это волшебное окошко покажет нам ответ. Согласны?
Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба) (слайд2)
Давным - давно, в старину, тёмными, зимними вечерами, собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали шутки прибаутки. Лепили из глины игрушки, вырезали из дерева посуду, матрёшек. Такие вечера назывались посиделками (слайды3,4,5,6,7,8,9)
В старину
На завалинках, в светёлках
Иль на брёвнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Да играли на Урале!
Ах, как игры хороши.
Словом эти посиделки
Были праздником души!
А давайте-ка вспомним, чем занимались люди на Руси? Что делали? А где?
Русский народ умел не только хорошо трудиться, но и отдыхали люди весело, с душой. Делу время, а потехе час – говорит русская пословица.
А знаете, что же делали русские люди, чтобы отдохнуть?
(пели, плясали, играли в игры, рассказывали сказки, шутили) .
Давайте и мы с вами отдохнём, как встарь отдыхали!
Хотите поиграть?
Игра с лентой
(Мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Вышел Лёша погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись,
(Мальчик кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Мальчик: «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.
Игра повторяется 2-3 раза.
Понравилась вам игра? А вы с игрушками играть любите? Вот и ребятишкам в старину нравилось играть. Но только игрушки у них были не из магазина. Делали их своим деткам мамы, папы, дедушки и бабушки. Да и у самих ребят получалось неплохо. Игрушки были из дерева, из соломы, из глины и, даже, из кусочков ткани, из лоскутков. (10,11)
Предлагаю вам друзья, сделать своими руками куклу «Пеленашку». Эту куколку клали в детскую кроватку и она прогоняла все-все плохие сны. Хотите сделать такую? (слайд 12)
Изготовление пеленашки.
(слайд 13)
Делаем куклу. Рассматриваем, что получилось. Похвала детям. Куколок складываем в корзинку.
Ребята, а какую песню пели, чтоб малыш уснул? Да, колыбельную. Машенька, может быть, ты споёшь колыбельную нашей Катеньке (слайд 14)
Маша поё т колыбельную:
Баю – баюшки - баю,
Баю Катеньку мою.
Приди котик ночевать
Мою Катю покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
Да кувшин молока.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси!
Так девочки помогали своим мамам, приглядывали за младшими детишками в семье, пока взрослые были заняты.
4. «Игра с бубном».
А теперь я буду говорить считалку. А вы передавайте друг другу бубен. На ком остановится считалка, тот загадывает загадку.
Ты катись весёлый бубен
Быстро-быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
Тот загадку скажет нам.
Ребята, а вы знаете завтра день-то какой?
День Николы Чудотворца.
(Звучит фонограмма колокольного звона, слайд 15)
Воспитатель: вот так, дети, звонили раньше колокола в церкви в
праздник великого угодника божьего—Николая—чудотворца—Николы
зимнего. Этот праздник отмечают 19 декабря (слайд 16)
Первые самые сильные морозы бывают на зимнего Николу-19 декабря.
Недаром говорили в старину: "Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Начинаются Никольские морозы. "Два Николы- один травный (22 мая, другой морозный" (19 декабря). Оба Николы (Зимний и Вешний) погоду устанавливают.
Дети, а как ещё в старину говорили про Николин день?
- «Сколько Никола зимний даёт снега - столько Никола Вешний даёт травы»
- «На день Николы зима ходит с гвоздем»
- «Хвали зиму после Николина дня».
Игра «Колокольчик»
Давайте похвалим зиму. У меня в руках колокольчик. Мы его будем передавать по кругу, и приговаривать
Колокол уже звенит
О зиме он говорит
Говорит, что она….(весёлая, добрая, задорная и т. д.)
Частушки
(слайд 17)
Очень любили на Руси петь частушки. Частушка-это коротенькая весёлая песенка, которую пели под гармошку или балалайку. Да не просто пели, ещё и приплясывали.
Эй, девчата, выходите, хороводы заводите,
Ведь уральский наш народ ловко пляшет и поет.
Девочка:
Станем, девицы, рядком,
Да частушки пропоем.
Мальчики:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
Мальчик:
Кабы, кабы да кабы,
На носу росли грибы,
Сами бы варилися,
Да и в рот катилися!
Мальчик:
Девочки - беляночки,
Чем вы набелилися?
Девочка:
Мы вчера коров доили,
Молоком облилися!
Девочка:
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялася.
А гармошка заиграла,
Я не удержалася!
Мальчик:
Если б не было воды,
Не было бы кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Мальчик:
На окошке два цветочка,
Голубой да аленький,
Я мальчонка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Молодцы, ребята! Вот только нам пора заканчивать свои посиделки. «Делу время, а потехе час»