Евгения Зайцева
Конспект занятия «Секреты счастья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
по предмету «Самопознание»
Тема: «Секреты счастья»
Цели:
Обогащение духовного мира ребенка через познание себя и
окружающего мира;
Позитивное восприятие мира детьми через высказывание
своих суждений, впечатлений и развития чувств.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Секреты счастья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Используя инновационные технологии «Карты Проппа», «Фигуры Дьенеша» на занятии по Самопознанию :
1) формировать представление о духовно-нравственных ценностях;
2) приобщать к культуре казахского народа;
3) развивать психические процессы;
4) закрепить у детей представление о счастье, развивать стремление проявлять добрые чувства.
5) развивать речевую активность детей на занятии при использовании «Карт Проппа».
Методы: беседа, объяснения, игры-упражнения, творческое задание, коллективно-мыслительная деятельность детей.
Ресурсы:
Интерактивная доска, флипчарт по сказке «Канбакшал»;
- аудиозапись из серии «Музыка степей»;
- «Фигуры Дьенеша» дидактическая игра «Украсим юрту»;
- символы Карты Проппа; пиктограммы «Домики настроения»;
- трафареты домашних животных; мягкая игрушка «Сердце»;
- лист ватмана для коллажа.
Предварительная работа:
-создание страниц флипчарта сказки «Канбакшал»;
- рассматривание иллюстраций к сказке в книгах, выделяя сходство и различие иллюстраций в изображении главных героев;
- совместное изготовление карт-символов по содержанию сказки;
- дидактическая игра «Добрые и злые герои сказок»;
- игра-драматизация по сказке с помощью карт-символов Проппа,
- слушание казахской народной музыки;
- просмотр видеофильмов о природе Казахстана из фонда
«Бобек»;
- дидактические игры с фигурами Дьенеша «Кто в юрте живет?», «Украсим юрту»;
- коллективная работа: «Подарки дедушке Канбакшалу».
- Выставка: «В степном краю», совместная работа родителей и детей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Круг радости: Вставай скорее с нами в круг,
Почувствуй радость и тепло
И как с друзьями хорошо»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рад вас видеть я!
Пусть наша добрая улыбка
Согреет всех своим теплом,
Напомнит нам как важно в жизни
Делиться счастьем и добром.
Дети: Все о счастье мы мечтаем
Счастья всем друзьям желаем!
Побеседуем:
Сегодня мы с вами будем разговаривать о счастье.
- Что такое счастье? Что нужно для счастья?
(прослушать ответы других детей, записанные на видео).
- А кто из вас счастлив, пусть улыбнется! Я рада, что нас окружает столько счастливых людей. Звучит музыка из серии «Мелодии степей» Педагог обращает внимание на игрушку или картинку сказочного героя Канбакшала.
- Посмотрите на этого сказочного героя. Вы узнали его?
- Из какой он сказки? А как его звали по-казахски? («Канбакшал»)
Как жилось Канбакшалу? Кто его обижал? Можете отвечать по-казахски. Какие чувства вы испытываете к ата?
- Покажите, как было тяжело дедушке тянуть свою кибитку-повозку. Дети изображают действия под музыку – психогимнастический этюд.
- А какое чувство испытывала аже? Подойдите к домику настроения и покажите его. На стене изображены пиктограммы «Домики настроения» :
- Как можно утешить аташку и ажеку? ( Ответы детей: сказать им добрые слова, помочь везти кибитку, погладить, обнять, прогнать лису, победить дэвов).
- Какие слова вы бы сказали им? (Не расстраивайтесь, все будет хорошо, я вам помогу, у вас все получится; вы, ата, победите лису, добро победит зло.)
Вы сказали дедушке ласковые добрые слова, а кому еще можно говорить такие слова? ( Ответы детей: маме, сестренке, брату, птичкам, зверушкам, другим людям). Кому из вас говорят ласковые, нежные слова, поднимите руки. Вы хотели бы их слышать чаще?
Вывод: Ласковые слова радуют и согревают сердце каждого человека. Значит, для счастья нужно слушать добрые, ласковые слова, или как вы думаете?
Давайте поиграем в сказку.
На интерактивной доске схема карт-символов.
Будем сказку вспоминать и с картинками играть.
- Эта карточка "Герой». Покажите он какой? (дети изображают походку, мимику главного героя сказки).
- Что случилось с нашим героем? Как называется эта карточка-символ? "Беда", не давала ему житья лиса. Изобразите лису.
- Что пришлось сделать нашему герою сказки? Найдите карточку "Герой покидает дом». Покажите, как шел герой.
- Что случилось с ним в пути, кого он повстречал? как называется этот символ? «Злая сила». Изобразите встречу.
- Наш "Аташка" - молодец. Оказался он храбрец.
Себя в обиду не давал, еще "Ажеку" защищал
- Вот вам карточка "Борьба" (или "Обман" на усмотрение педагога) запомните ее, вы с ней еще не знакомы. Запомните ее.
- Канбакшал одержал победу над глупыми Дэвами. Карточка с изображением победы находится у вас. Кто догадался, что на ней нарисовано? Чем закончилась сказка? "Герой возвращается домой.
Проект-коллаж:
Педагог: Если хочешь быть счастливым,
Полюби добро и труд –
Счастье будет тут как тут!
Я предлагаю вам сделать доброе дело для Канбакшала: давайте украсим юрты геометрическими фигурками.
Во время выполнения работы дети проговаривают:
«Если дело не идет и не спорится работа,
друг всегда к тебе придет,
с другом справитесь в два счета».
Ну, а если и у друга что-нибудь случается,
поспеши ему на помощь - помощь пригодится».
Домашнее задание:
Как много красивых юрт у нас получилось – целый аул.
Я приготовила вам еще трафареты-силуэты домашних животных. Дома, с родителями вы угадаете, кто на них изображен. С помощью родителей вырежете из цветной бумаги животных и украсите «Аул Канбакшала».
От сердца к сердцу. Давайте встанем в круг и от всего сердца пожелаем всем людям счастья. (Дети передают игрушку-сердце со словами-пожеланиями).
Приложение. Описание дидактического материала «Юрта».
Варианты разноуровневых заданий с применением «Фигур Дьенеша». Задания можно варьировать с учетом знаний, умений, навыков детей, облегчая или усложняя.
1. «Украсим юрту по образцу»
Методом наложения выложить на предлагаемом образце с наклеенными цветными фигурами все 24 фигуры, ориентируясь на цвет, форму, размер. Например: Большой красный треугольник находится в середине юрты, маленький синий круг – вверху.
2. «Украшаем юрту по двум символам свойствам фигур» :
а) Размеру и цвету. Например: большие красные фигуры, большие синие фигуры, большие желтые фигуры. Маленькие красные, маленькие синие, маленькие желтые фигуры;
б) Цвету и форме. Например: круглые красные, круглые синие, круглые желтые фигуры;
квадратные красные, квадратные синие, квадратные желтые фигуры;
прямоугольные красные, прямоугольные синие, прямоугольные желтые фигуры;
треугольные красные, треугольные синие, треугольные желтые фигуры;
в) Размеру и форме. Например: маленькие круглые, большие круглые фигуры;
маленькие треугольные, большие треугольные фигуры;
маленькие квадратные, большие квадратные фигуры;
маленькие прямоугольные, большие прямоугольные фигуры;