Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»

Оксана Рукавицына
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»

Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

Образовательные

- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях (встреча гостей хлебом солью, изготовление калачей на посиделки).

- Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта, посиделки.

- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.

- Обогащать духовный мир детей.

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах

-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.

-Развивать связную, диалогическую речь

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.

- Воспитывать чувство патриотизма.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Речевое».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, художественно - эстетическая, двигательная

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

• разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;

• чтение художественной литературы; «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»;

• разучивание хоровода;

• проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве.

Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: Хлеб - всему голова и др.

• Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций».

• Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы.

Ход занятия:

Дети с воспитателем в русских национальных костюмах заходят в группу и встают в круг : С добрым утром, здравствуйте! Воробьи кричат с утра Мы желаем всем здоровья И конечно же добра!

Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. В какой мы сегодня одежде? Что одели мальчики, что девочки?

Дети: Сарафаны, косоворотки.

Воспитатель :Правильно. Как можно эти наряды назвать общим словом?

Дети: Русская, народная, традиционная одежда.

Воспитатель:  Вспомните, а что девушки надевали на голову?

Дети: Кокошники, платки.

Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди в старые времена, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции дошли до наших дней. Давайте сначала вспомним, что такое традиции?

Дети: Традиции – это то, что передается от одного поколения другому.

Воспитатель: Какие бывают традиции?

Дети: Семейные, народные.

Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?

Дети: ответы детей

Воспитатель: Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях.

Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.

Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Покрутились, покрутились В прошлом очутились.

(Дети садятся на стульчики, показ презинтации)

1 слайд: (Русская изба) Кто знает это что? Правильно это русская изба. 2 слайд: (Горница) А это что? Горница самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.

Хором: Хозяюшка, выходи

Гостей в горнице прими!

Воспитатель: А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает (выходит р-к с караваем и угощает гостей)

Девочка: Дай Бог тому

Кто к нашему двору,-

Дорогим гостям,

Милым детушкам.

Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем.

Ответы детей: Хлеб самый главный, всему голова. Его очень трудно выращивать.

Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.

Дети: Хлеб - всему голова

Хлеб да вода – здоровая еда

Большому куску рот радуется

Ешь пироги, а хлеб вперед береги

Без хлеба – половина обеда

Хлеб бросать – труд не уважать

Будет хлеб – будет и обед

Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое. Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте сейчас в одну такую игру поиграем. Называется она «Карусели» (проводится игра)

Дети дружно не зевайте

Ленты быстро разбирайте

Ели, ели, ели, ели

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише не спишите

Карусель остановите.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим как выглядела старинная русская изба. Что самым главным является в доме? Послушайте загадку :

Летом спит,

Зимой горит

Рот открывает, Что дают глотает.

3 слайд (Русская печь)

Вос-ль: А для чего она нужна

Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно.

Еще одна загадка :

Под крышей – четыре ножки,

Над крышей – суп да ложки. 4 слайд (Стол) За столом собиралась вся семья. Его называли – ладонь – божья.

Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. А еще в избе было много предметов – помощников, какие вы узнаете когда соберете правильно пазлы (Дид. игра : «Собери пазлы»

Проводится игра (1 команда «Самовар» 2 команда «Прялка»)

5 слайд «Самовар» За самоваром собиралась большая семья, пили чай с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.

6 слайд «Прялка» А для чего она нужна?

Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи.

Воспитатель: Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют – предметами народного быта. Делали они все это зимними вечерами, когда собирались вместе в одном доме. А когда работу заканчивали,собирались за большим столом пили чай с калачами и баранками называлось это посиделками.

7 Слайд (Посиделки)

Воспитатель: Вот и я предлагаю устроить сегодня посиделки. Самовар есть, а калачей нет. Я предлагаю вам испечь сегодня калачи для наших посиделок (дети вместе с вос-лем лепят калачи) А пока наши калачи пекутся предлагаю вам поводить хоровод как водили хороводы наши прадедушки и прабабушки.

«Солнышко и дождик»

Дети идут по кругу и приговаривают:

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Топ-топ, топ-топ!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

(Дождь пошел, дети бегут на стульчики) .

Солнышко светит (игра повторяется.)

Вос-ль : Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вместе хлопнули в ладоши

Дружно топнули ногой

Покрутились, покрутились

Домой возвратились.

Итог НОД.

Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа.

Ответы детей.

Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились?

Ответы детей.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?

Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.

Всё то, что узнали

Мы сохраним.

Традиции русские

Детям и внукам передадим! (вос-ль раздает калачи)

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Фотоотчёт о тематической неделе «Традиции и обычаи нашего народа» в разновозрастной группеФотоотчёт о тематической неделе «Традиции и обычаи нашего народа» в разновозрастной группе Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»
Опубликовано: 1 мая 2024 в 06:23
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД