Оксана Рукавицына
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Образовательные
- Расширять представления детей о народных традициях и обычаях (встреча гостей хлебом солью, изготовление калачей на посиделки).
- Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта, посиделки.
- Прививать интерес к народному устному народному творчеству.
- Обогащать духовный мир детей.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Традиции и обычаи русского народа“» размещена в разделах
-Развивать словесно-логическое мышление, умение делать умозаключения.
-Развивать связную, диалогическую речь
Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Речевое».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, художественно - эстетическая, двигательная
Предварительная работа:
Совместная с детьми деятельность
• разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр;
• чтение художественной литературы; «По щучьему веленью», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»;
• разучивание хоровода;
• проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве.
Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек». Обсуждение пословиц: Хлеб - всему голова и др.
• Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций».
• Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы.
Ход занятия:
Дети с воспитателем в русских национальных костюмах заходят в группу и встают в круг : С добрым утром, здравствуйте! Воробьи кричат с утра Мы желаем всем здоровья И конечно же добра!
Воспитатель: Ребята, посмотрите друг на друга. В какой мы сегодня одежде? Что одели мальчики, что девочки?
Дети: Сарафаны, косоворотки.
Воспитатель :Правильно. Как можно эти наряды назвать общим словом?
Дети: Русская, народная, традиционная одежда.
Воспитатель: Вспомните, а что девушки надевали на голову?
Дети: Кокошники, платки.
Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди в старые времена, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции дошли до наших дней. Давайте сначала вспомним, что такое традиции?
Дети: Традиции – это то, что передается от одного поколения другому.
Воспитатель: Какие бывают традиции?
Дети: Семейные, народные.
Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях.
Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое.
Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногой
Покрутились, покрутились В прошлом очутились.
(Дети садятся на стульчики, показ презинтации)
1 слайд: (Русская изба) Кто знает это что? Правильно это русская изба. 2 слайд: (Горница) А это что? Горница самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку.
Хором: Хозяюшка, выходи
Гостей в горнице прими!
Воспитатель: А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает (выходит р-к с караваем и угощает гостей)
Девочка: Дай Бог тому
Кто к нашему двору,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем.
Ответы детей: Хлеб самый главный, всему голова. Его очень трудно выращивать.
Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб.
Дети: Хлеб - всему голова
Хлеб да вода – здоровая еда
Большому куску рот радуется
Ешь пироги, а хлеб вперед береги
Без хлеба – половина обеда
Хлеб бросать – труд не уважать
Будет хлеб – будет и обед
Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое. Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте сейчас в одну такую игру поиграем. Называется она «Карусели» (проводится игра)
Дети дружно не зевайте
Ленты быстро разбирайте
Ели, ели, ели, ели
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише не спишите
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим как выглядела старинная русская изба. Что самым главным является в доме? Послушайте загадку :
Летом спит,
Зимой горит
Рот открывает, Что дают глотает.
3 слайд (Русская печь)
Вос-ль: А для чего она нужна
Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно.
Еще одна загадка :
Под крышей – четыре ножки,
Над крышей – суп да ложки. 4 слайд (Стол) За столом собиралась вся семья. Его называли – ладонь – божья.
Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. А еще в избе было много предметов – помощников, какие вы узнаете когда соберете правильно пазлы (Дид. игра : «Собери пазлы»
Проводится игра (1 команда «Самовар» 2 команда «Прялка»)
5 слайд «Самовар» За самоваром собиралась большая семья, пили чай с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра и домашнего уюта.
6 слайд «Прялка» А для чего она нужна?
Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи.
Воспитатель: Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют – предметами народного быта. Делали они все это зимними вечерами, когда собирались вместе в одном доме. А когда работу заканчивали,собирались за большим столом пили чай с калачами и баранками называлось это посиделками.
7 Слайд (Посиделки)
Воспитатель: Вот и я предлагаю устроить сегодня посиделки. Самовар есть, а калачей нет. Я предлагаю вам испечь сегодня калачи для наших посиделок (дети вместе с вос-лем лепят калачи) А пока наши калачи пекутся предлагаю вам поводить хоровод как водили хороводы наши прадедушки и прабабушки.
«Солнышко и дождик»
Дети идут по кругу и приговаривают:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку.
Мы захлопаем в ладоши
Очень рады солнышку.
Топ-топ, топ-топ!
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
(Дождь пошел, дети бегут на стульчики) .
Солнышко светит (игра повторяется.)
Вос-ль : Молодцы! А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Вместе хлопнули в ладоши
Дружно топнули ногой
Покрутились, покрутились
Домой возвратились.
Итог НОД.
Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа.
Ответы детей.
Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились?
Ответы детей.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия?
Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев.
Всё то, что узнали
Мы сохраним.
Традиции русские
Детям и внукам передадим! (вос-ль раздает калачи)