долберт татьяна
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Вкусная история»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД№411
ГОРОД НОВОСИБИРСК
Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе. Тема : «Вкусная история»
Подготовила воспитатель Долберт Т. А.
Цель: Дать детям представление о том, что вещество (сахарный песок) меняет свойства при взаимодействии с водой.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе, Тема: „Вкусная история“» размещена в разделах
Задачи:
1. Продолжать формировать навык постановки элементарных опытов.
2. Учить видеть противоречия в окружающих предметах и явлениях.
3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
4. Воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
контейнеры с сахарным песком
кусочки сахара-рафинада
стаканчики №1, №2 с водой
поддонны с затемнённым дном
пластиковые чайные ложки
лупы
салфетки
схемы ММЧ /моделирование маленькими человечками/
Методы и приемы:
элементарные опыты;
проблемные и поисковые ситуации;
беседа.
схематическое моделирование опыта;
метод наблюдения в сочетании с другими приемами: вопросами, объяснениями, пояснениями, показом.
Форма работы с детьми:
- подгрупповая
Вид деятельности:
Опытно-экспериментальная деятельность
Ход занятия:
Часть I.
1. Игра «Раз-подняться!» (Снятие эмоциональных зажимов).
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть –тихонечко присесть.
2. Информационный блок:
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает. (сахар)
- Сахар появился в наших краях более 350 лет назад и был доступен только богатым людям, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на граммы.
- Откуда же берется сахар? Сахар получают из сахарной свеклы, но не из той свеклы, которая растет в огороде на грядках и из которой мы варим борщ, а из особой — белой и сладкой свеклы. Наши прапрадедушки резали ее дольками и ели вместо сахара.
Когда такая свекла вырастает, ее убирают и везут на сахарный завод, где она перерабатывается в сахар. Но сахар получают не только из сахарной свеклы, есть страны, где свеклу не выращивают. Но зато там растет чудесное растение, которое называют сахарный тростник. Из него-то и получают сахар. Этот сахарный тростник растет в Индии, на Кубе.
Индийцы называли сладкие кристаллы, которые извлекали из сока сахарного тростника — «саккара», ( буквально: «гравий, галька, песок, сахарный песок»).
Ученые научились делать сахар из сока некоторых деревьев- клёна, сахарного клёна, и такой сахар стали называть- кленовым сахаром.
Из сладкого сока пальм, делают пальмовый сок. Ученые продолжают трудиться над тем, как ешё можно добыть это сахарное лакомство.
- Сахар приносит как пользу, так и вред для человека.
Назовите пользу от сахара :
Сахар делает людей счастливыми. Обычный сахар обеспечивает организм необходимой энергией. Сахар — важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Его добавляют в чай, кофе, какао; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом для различных изделий из плодов и ягод — варений, джемов, желе.
Назовите вред от сахара: Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.
3. Ребята, на прошлом занятии мы отправлялись в лабораторию к «маленьким человечкам», давайте их вспомним (дети рассматривают схемы и называют их).
4. Вспомнить правила работы в лаборатории:
не спешить
не пробовать на вкус
нюхать, держа образец на небольшом расстоянии, подгоняя ладонью поток воздуха
не толкать друг – друга во время проведения опыта
Часть II.
Рассмотрите, что стоит перед каждым из вас. (Образцы с веществами и ёмкости с водой)
1. Дети обследуют сахар-рафинад (какого цвета? имеет ли запах? какой на ощупь? какой издаёт звук (если потереть пальцами) какой на вкус, делают вывод, что это белый, твердый, обозначается «твердыми человечками».
2. Определят сахар-песок (какого цвета? имеет ли запах? какой на ощупь?
какой издаёт звук (если потереть пальцами) какой на вкус).
Детям предлагается чайной ложечкой насыпать небольшое количество на темный поддон и рассмотреть сахарные кристаллы под лупой (обозначаем «твердыми человечками»). Вывод о противоречии: кристаллики сахара твердые, а когда их много они рассыпаются и принимают ту форму, в которую их пересыпают.
3. Как вы думаете, что произойдёт, если добавить сахар- рафинад в воду (Выслушиваются предположения)
Дети высыпают сахар-рафинад в ёмкость с водой, перемешивают, наблюдают.
-Сахар-рафинад не видно, значит, он исчез? (Ответы, выводы)
4. Как вы думаете, что произойдёт, если добавить сахар- песок в воду? (Выслушиваются предположения)
Дети высыпают сахар-песок в ёмкость с водой, перемешивают, наблюдают.
-Сахара-песка не видно, значит, он исчез? (Ответы, выводы)
Какой сахар: твердый или рассыпчатый быстрей растворился? Почему?
5. Перспектива. Можно ли превратить сахар –песок в твёрдый кусок? (Предположения)
Набрать в чайную ложку сахар-песок и капнуть в него пипеткой капельку жидкости. - Что произошло?
-Давайте посмотрим, попозже, что произойдет с сахаром?
Часть III.
Воспитатель спрашивает у детей, понравилось ли им и проводить опыты? Предлагает им встретиться в следующий раз и провести другой опыт