Петрук Екатерина Васильевна
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Обитатели зимнего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- дать первоначальное представление об обитателях леса;
- формировать представление детей о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
Задачи:
- учить различать животных по внешним признакам;
- развить умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса;
- вызвать интерес к их жизни, чуткое отношение к ним;
- развить воображение, память, логическое мышление.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе „Обитатели зимнего леса“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
Рассматривание картин на данную тему. Чтение. (В. Зотов «Лесная мозаика»). Динамические модели приспособления животных к зиме.
Материал: картины из серии «Дикие животные», изображения на экране с помощью мультимедийного проектора.
Словарная работа: животные, звери, обитатели, хищники, травоядные, окраска, сезонные изменения.
I. Организационный момент
В группу приходит огорченный Лунтик, здоровается со всеми. Воспитатель спрашивает, чем он огорчен. Лунтик рассказывает о том, что не узнаё т знакомые места: все изменилось вокруг, да и знакомых в лесу не встретил, тихо там, не с кем поговорить.
- Даже когда к вам шел, не увидел ни травы, ни листьев на деревьях.
II. Мотивационно-ориентированный этап
Ребята вместе с воспитателем объясняют, почему это случилось (стало холодно, солнышко реже светит, деревья приготовились к зиме – листву сбросили, да и снег выпал и спрятал травку).
III. Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам, отгадать загадки и вспомнить каких животных вы знаете.
Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
Кто зимой холодной,
Ходит злой голодной? (Волк)
Кто колючий, словно елка
Носит на спине иголки? (Ёж)
У меня есть дупло,
В нем и сухо и тепло.
Укрываюсь я хвостом,
Сплю в дупле я сладким сном. (Белка)
IV. Практический этап
1. Воспитатель:
- Все обитатели леса не могут существовать друг без друга. Давайте поиграем в игру «Что было бы, если бы из леса исчезли…».
Воспитатель предлагает убрать из леса разных животных (например, волка, лису, зайца).
- Что бы произошло с остальными животными? А если бы исчезли из леса грибы? А если бы исчезли из леса растения (деревья?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они приспособлены к жизни в лесу: находят разнообразную пищу, убежище, устраивают место для выведения потомства (норы, гнезда, берлоги). Многие животные имеют маскировочную окраску, быстрые ноги, чуткий нюх. Все животные приспособлены к сезонным изменениям в природе (под зиму запасают корм, ложатся в спячку, меняют шубку на более теплую).
2. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик!
Снова вниз и снова вверх
Зайчик скачет выше всех!
3. Воспитатель предлагает ребятам и Лунтику рассмотреть слайды:
3.1 На первом слайде Лунтик с ребенком рассматривает дерево, а на дереве дупло, из которого выглядывает белочка. Почему она там спряталась?
Дети. Наступает зима. Становится холодно, морозно, голодно. Сейчас в лесу нет шишек с орехами, ни грибов, ни ягод. Голодно стало, но белочка заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, он стал такой же как и ствол дерева: если ей нужно будет сбегать в кладовку, ее даже не будет видно.
3.2 Затем рассматривают следующий слайд – ледяную горку, она тоже необычная, это берлога нашего Михайло Ивановича.
Дети вспоминают о том, чем питаются медведи (ягодами, медом, травами, того зимой нет; медведи строят берлоги и спят там до самой весны, пока не появится солнце и все не начнет цвести.
3. 3 Следующий слайд: снежный ком, а рядом с ним норка барсука. Слайд также обыгрывается вместе с Лунтиком. Чем питается (корешками, травами, овощами). С едой зимой плохо, потому и барсуки спрятались в свои норки и крепко спят зимой.
3.4 Последний слайд – пенек с ежиком. Дети предполагают: ежик колючий, вот он свернулся в клубочек и приготовился спать. Чем питается – мелкими грызунами, змеями. Добычу добывать стало трудно, и он тоже спит зимой, заготовив запасы.
4. Игра «Противоположности».
Воспитатель:
- Мы столько с вами узнали нового и интересного, а теперь давайте поиграем. ( Дети ищут противоположности: волк злой – лиса хитрая, волк серый – лиса рыжая).
V. Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель уточняет у детей: с какими животными они познакомились? Что у них общего? Какие места их обитания зимой?
Лунтик благодарит ребят за интересные рассказы. Теперь он точно знает куда подевались его знакомые звери, он будет ждать встречи с ними весной. Прощается с ребятами.