Галина Редько
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Природа леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Природа леса».
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: способствовать умению детей устанавливать причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ о условий среды их обитания; воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в природе. Углублять и обобщать представления детей о лесной природе : в лесу растут разные растения (деревья, кустарники, трава, грибы, цветы) и живут разные животные существа (звери, птицы, насекомые) Они все нужны друг другу, развивать умение детей слушать друг друга, дополнять ответы, рассуждать; выразительно читать стихи о природе; закрепить знания о дарах леса; прививать бережное отношение к природе. Использовать элементы ТРИЗ для развития логического мышления детей.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Природа леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Предварительная работа: наблюдения за животными; чтение детской литературы о природе; экскурсии в поле, луг, парк; работа в экологической тропе: сравнение растений между собой (деревьев, кустарников, трав); сбор природного материала и изготовление детьми поделок; рисование о природе.
Материал: репродукция картины с изображением лесе, панно для модели «лес»,
Предметные картинки для модели «лес», деревья, кустарники, звери птицы, насекомые; плоды деревьев: орехи, шишки. жёлуди; подарки детей лесным деревьям.
Методы и приемы: беседа с детьми,сюрпризный момент,работа с раздаточным материалом, заучивание и чтение стихов, вопросы к детям, поощрения.
Ход ЗАНЯТИЯ.
В. – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе наших лесов, о их красоте.
(Стук в дверь. Входит Незнайка).
Н. - Здравствуйте, ребята! (Здороваются все).
В. – Незнайка, та к нам в гости пришел?
Н. - Нет, сегодня я хочу совершить путешествие в лес. Я его видел рядом с детским садом, там много деревьев, пойду я туда.
В. - Подожди немного. Давай у ребят спросим,- ребята, а вы видели рядом с детским садом лес? (ответ детей –нет)
В. - Правильно, дети, рядом с нашим садиком небольшой сад, в нем очень красиво, растут деревья, трава, цветы, но это, Незнайка, не лес. Леса поблизости нет. Ребята, надо рассказать Незнайке о лесе, а иначе он не найдёт его.
(Выставляю репродукцию картины с изображением леса).
В. - Что изображено на картине? (Лес).Что растет в лесу? (Деревья, трава, кустарники, грибы, цветы, ягоды).
В. - Какие звери и птицы там живут? ( Дети называют зверей и птиц наших лесов:
волки, бурые медведи, лисицы, зайцы, лоси. олени; кукушки, дятлы, совы, теререва, глухари, зяблики и др.)
В. -Где в лесу живут птицы и звери? (В гнёздах и норах)
В. - На что похож лес? (На многоэтажный дом)
(выставляю модель «Этажи леса», дети обосновывают ответ. Цокольный этаж-это земля, норы, корни деревьев; первый этаж населяют ползающие насекомые, низкорослая трава, мох, грибы; второй этаж- высокорослая трава, муравейники, ягоды; третий этаж- гнездо белки, совы, там сидят разные птицы; четвертый этаж-
гнезда различных птиц, чтобы их никто не достал).
Теперь понятно тебе, Незнайка, что такое лес?
Н. – Спасибо, ребята, вы мне много рассказали о лесе.
В. - А ещё наши дети знают стихи о лесе. (Дети читают стихи)
1 реб. Изо всех земных чудес
Мне милее русский лес:
И веселый, молодой,
И задумчивый, седой,
Хоть в какое время года!
Хоть какою будь погода!
2 реб. Здравствуй лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовой?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты жемчуг видишь,- мы свои!
В. – Молодцы, дети. Давайте ещё для Незнайки с помощью картинок составим лес, и пусть в нашем лесу будет всё, как в настоящем;
Сначала мы расставим картинки, на которых изображены деревья.
(Дети работают на фланелеграфе)
В. - Получился ли у нас лес? Что еще растет в лесу? (кустарники, цветы, ягоды)
(Дети их располагают рядом с деревьями, под ними.)
В. - Ребята, но у нас ещё остались морковь, лук, огурцы. Как быть с ними?
Как назвать их одним словом? (Это овощи, и растут они в огороде на грядках, но не в лесу).
В. - Правильно, ребята.
Незн. - Ну всё, я пошёл. Хороший у вас получился лес, красивый, растений много, воздух чистый (мечтательно)
В. - Погоди, Незнайка! В лесу живут не только деревья и кустарники.
(дети- на деревьях в лесу и в траве живут насекомые).
В. – Какую роль играют насекомые в лесу?
(Вместе с детьми выбрать среди картинок нужные и поставить на фланелеграф,
объясняя при этом, где живёт то или иное насекомое)
Незн. - Ну. теперь лес готов. Спасибо, я пошёл гулять!
В. - Подожди, незнайка, а ты знаешь, что будет с лесом, если в нем будут жить только одни насекомые?
Незн. - Нет!
Дети:- Они съедят лес, все листья на деревьях. Нужно поселить в лес птиц.
В. - Верно, давайте поселим птиц в лес. (дети расселяют птиц)
Незн. - Хорошо теперь в лесу, птички поют, бабочки летают. Хорошо, что хоть звери в зоопарке живут, можно смело идти в лес.
Восп. - Ребята, прав ли Незнайка? Расскажите где живут звери, каких зверей вы знаете? Найдите картинки с этими животными и расселите их в лесу. Посмотрите,
Что у нас получилось?
Дети: Лес.
В. - Правильно, у нас всё как в настоящем лесу. Что можно о нем сказать?
(Подвести детей к выводу, что лес- это место, где с согласии между собой живут деревья и кустарники, звери и птицы).
Незн. - (обиженно)- Понял, только теперь я в лес не пойду. Столько там насекомых, покусают ещё…Уберите насекомых и зверей- тогда пойду!
В. - ребята, может и вправду поможем незнайке?
(Дети убеждают незнайку, что без зверей и насекомых- леса не будет)
Незн. - Ну, тогда хоть деревья уберите а тоя заблужусь…
(Дети объясняют, что нельзя рубить деревья в лесу, они приносят пользу, птицы без деревьев не смогут жить в лесу).
В. – А ещё, незнайка, если ты собрался в лес, то обязательно должен знать как вести себя в лесу. Существуют даже «лесные правила», о которых тебе сейчас расскажут дети.
1. Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только чур, не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!-
Испугаются зверушки-
Убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай,
И почаще вспоминай;
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки – не стрелять,
Ты пришёл не убивать!
3. Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их порой побереги,
Ведь они нам не враги!
В. - Запомни, незнайка, эти правила. Лес нужно беречь и охранять – ведь это наше богатство. Охранять природу – значит охранять Родину!
Каждый год. Осенью и летом деревья и кустарники дарят нам свои плоды.
Ребятам нравится ими угощаться, они любят ими играть. Делать из них поделки. Сейчас мы вместе с тобой, Незнайка, поиграем в игру, которая называется «Чудесный мешочек».
( В мешочек поместить различные плоды деревьев: орехи, шишки, желуди, яблоки и дети должны на ощупь определить плод и назвать дерево. Которое подарило его. Незнайка принимает участие в игре : шутит. отвечает неправильно,
дети его исправляют).
В. - А знаешь, Незнайка, ведь ребята тоже приготовили подарки для лесных жителей.
Незн. -Ой, как интересно! Я и не знал, что деревьям тоже можно дарить подарки.
(Каждый ребёнок рассказывает о своём подарке, сделанного своими руками).
1. Я дарю дереву птицу (фигурка из бумаги). Она будет ему другом и спасет его от гусениц.
2. Я дарю лесу солнышко, пусть оно светит ярко- ярко, согревает его. Помогает окрашиваться листикам в зеленый цвет.
3. Я дарю лесу капельку воды, пусть она напоит и умоет деревья и цветы.
4. Я подарю деревьям листики, пусть они шумят, а я приду послушать их шум и спрятаться под ними от яркого солнца.
5. Я подарю лесу бабочку, пусть она отдыхает на лесных цветах, листьях и украсит лес своим ярким нарядом.
В. - Незнайка, если ты собрался в лес, может передашь подарки ребят, мы будем тебе очень благодарны.
Незн. - С удовольствием!. Я хочу побыстрее попасть в лес и увидеть всё своими глазами. Спасибо вам ребята, что вы мне рассказали всё о лесе. Я теперь знаю как мне там себя вести. До свидания. Я пошел и обязательно передам ваши подарки. (Дети прощаются с героем).