Хороводова Ирина Викторовна
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Я приглашаю вас в цирк!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1.) Познакомить детей с историей русского и Саратовского цирка
им. Никитиных; приобщать детей к русской национальной культуре.
2.) Обобщить и скорректировать представления детей о цирковом представлении, профессиях.
3.) С помощью игровой мотивации развивать познавательные способности и связную речь.
4.) Формировать произвольность поведения.
5.) Воспитывать любовь к родному городу.
Словарная работа:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Я приглашаю вас в цирк!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
а) цирковая повозка, фургон, скоморохи, силачи;
б) цирк-шапито, арена, барьер, оркестр, акробат;
в) конферансье, эквилибристы, жонглер и др.
Оборудование:
• макеты циркового фургона, цирка-шапито, современного цирка;
• фигурки цирковых артистов, афиша с карточками – словами животных-артистов;
• тематическое оформление зала (игрушки, шары, афиша и др.);
• музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
I часть
- Сегодня я вам расскажу одну интересную историю.
Скажите, кто из вас был в цирке?
А какое настроение у вас бывает, когда вы идёте в цирк?
(весёлое, праздничное, радостное)
Почему у вас такое настроение? (в цирке весело, интересно, там артисты показывают разные номера, трюки; в цирке выступают клоуны – они смешные)
Вот сейчас я вас приглашаю всех в цирк! Ну-ка, закрывайте глаза.
Воспитатель открывает макет бродячего цирка – лошадь с повозкой.
- Посмотрите, кто к нам приехал. Это - цирк? (рассуждения детей)
- Это действительно цирк. Только такой цирк был давным-давно, когда наши прабабушки и прадедушки были такими же маленькими, как и вы сейчас. В то время цирковых артистов можно было увидеть на ярмарках, народных гуляньях.
Представьте себе – в город приезжала такая вот повозка, собирался народ и начиналось представление. Выходил силач с тяжелыми гирями, а за ним артист, который умел ходить на ходулях, удивляя всех своей ловкостью. Очень любил народ посмотреть на дрессированного медведя, который в платке и сарафане ловко отплясывал на задних лапах «Барыню». Всем было весело и интересно. А больше всех любили весёлых шутов и скоморохов. К вечеру представление заканчивалось, артисты складывали все свои вещи, костюмы, музыкальные инструменты в повозку и отправлялись в другой ближайший город или деревню, где тоже развлекали народ. Таких артистов называли – бродячие артисты.
Вот так всё было давным-давно.
II часть
Шло время. Бродячим артистам было порой очень трудно выступать прямо под открытым небом: то дождь, то сильный ветер мешал им показывать свои номера. И тогда придумали бродячие артисты соорудить вот такой цирк.
Воспитатель открывает макет цирка-шапито и приглашает детей сесть вокруг.
Называется такой цирк – «Цирк – шапито». Может кто-то знает, что такое «шапито»? «Шапито» в переводе с французского языка означает - передвижная палатка. Приезжали бродячие артисты уже не в одной, а в двух, трёх повозках в какой-нибудь город, достали длинный шест, устанавливали его на большой площади и натягивали яркую, красочную, плотную ткань – крышу. И получался вот такой шатёр, цирк-шапито. Увидят жители города такую большую палатку и сразу узнают, что приехал цирк. Весь народ собирался на площади у цирка. Особенно радовались дети, которые бежали и кричали: «Цирк приехал! Цирк приехал!» А потом, из цирка выходил артист – кукольник, в руках у него был один весёлый человечек.
В колпаке, картошкой нос.
Рассмешил народ до слёз.
На руке сидит игрушка,
А зовут его – (Петрушка)
Правильно, Петрушка.
(Диалог воспитателя с Петрушкой)
Здравствуй, Петрушка! Как же ты веселил народ, что ты рассказывал зрителям?
Я загадки загадывал, небылицы сказывал.
Эй, честной народ! Выходи-ка из ворот!
Я – Петрушка, и сейчас рассмешить хочу я вас!
Вы слыхали, вы слыхали:
Таракан дрова рубил,
Топором рубашку шил.
Комар воду возил,
Нос и крылья обмочил.
Муха печку топила
И усы лишь опалила.
А блоха её лечила,
Чаем из ведра поила.
Совершенно верно, Петрушка веселил всех и зазывал на представление в цирк. Зрители покупали билеты, заходили, садились на лавки вокруг манежа и начиналось представление. В цирке-шапито можно было увидеть уже не только силачей, гимнастов и танцующих медведей, но и канатоходцев, акробатов и даже дрессированных быков, гусей, лошадей, собачек и многих других животных.
Петрушка: А давайте, ребята, поиграем!
Динамическая пауза «У Петрушки дом большой».
III часть
Отлично. Садитесь и послушайте историю о цирке дальше.
Опять время шло. Цирковые артисты продолжали ездить по всем городам с цирком-шапито. Но и такой цирк оказался тоже не совсем удобным. Как вы думаете, почему? (Каждый раз приходилось раскладывать и складывать палатку-шатёр, а зимой было очень холодно в ней выступать). Зрителей, желающих посмотреть представление, становилось все больше и больше, в цирк собирался народ со всех ближайших сёл и деревень. Да и артистов в цирковой труппе было уже не мало: фокусники и жонглеры, наездники и воздушные гимнасты, укротители тигров и львов.
Среди самых известных были русские артисты – братья Никитины, - Петр, Аким и Дмитрий. Публика их очень любила. За одно представление они могли поднимать тяжелые гири; выводили на арену и укрощали огромных и свирепых быков; гарцевали на лошадях, гривы которых были украшены разноцветными лентами. Вместе с другими артистами братья Никитины выступали во многих городах России, но наш город им понравился больше всех. И тогда они решили построить в Саратове здание цирка, где бы было тепло и удобно в любую погоду, в любое время года и артистам, и зрителям. Здание было сначала деревянным, но потом построили каменное здание.
В память и благодарность братьям Никитиным, наш цирк и стал называться : «Цирк имени братьев Никитиных». Вот какой он сейчас большой, красивый, с яркими вывесками, с куполом.
Воспитатель открывает плоскостное изображение Саратовского цирка.
IV часть
А что мы видим на площади перед цирком? (фонтан, вокруг фонтана фигурки артистов – животных; тумба – афиша)
Для чего нужна афиша? Правильно. Теперь нет Петрушек – зазывал и мы узнаём из афиш, когда состоится представление, кто будет выступать в цирке. У нас сегодня есть своя афиша.
Воспитатель показывает пустую афишу.
Вы узнаете, кто будет выступать сегодня, если сами прочтете эти карточки. Берите и читайте.
Дети читают карточки и вставляют их в кармашки афиши.
Наша афиша готова. Давайте теперь все вместе прочитаем, кто же будет выступать в нашем цирке.
Дети все вместе читают слова на карточках.
V часть
Воспитатель открывает макет цирковой арены, зрительного зала, дети рассматривают.
- Что вы видите, ребята?
Дети рассказывают об арене, барьере, оркестре и т. д. Воспитатель дополняет и корректирует их ответы.
- Но где же артисты?
Воспитатель показывает коробку с плоскостными фигурками артистов.
- А вот они где! Вы выберите любую фигурку, рассмотрите её хорошо.
Дети рассматривают друг у друга фигурки цирковых артистов, вспоминают название знакомых цирковых профессий, называют их отличительные черты. (Это силач - он поднимает тяжелые гири.)
А теперь - парад-алле! Наши артисты выходят на арену! Мальчики, выставляйте свои фигурки. А теперь девочки поставят свои фигурки цирковых артистов. Посмотрите, как их много.
Вот кого выбрала я. Это конферансье. Он приветствует всех зрителей, сообщает о начале представления. Объявляет номера и имена артистов.
А теперь вы расскажите про своих артистов как я: как называется их цирковая профессия, что они делают на арене.
Дети рассказывают о своей фигурке по плану. Воспитатель корректирует, остальные дети дополняют.
Вот как много артистов на нашей арене! Но клоун по-прежнему самый любимый цирковой артист!
VI часть
Но мы тоже умеем играть в цирк.
Представление продолжается! Вставайте в круг.
Дети надевают цветные колпачки, под музыку изображают клоунов.
Вот как мы здорово повеселились, много узнали нового. А что, ребята, вам запомнилось?
Дети рассказывают о бродячем цирке, цирке-шапито, цирке братьев Никитиных.
Я рада, что вы теперь так много интересного узнали о цирке. Ведь, как и раньше, цирковые артисты гастролируют по разным городам России и в другим странам. Но они особенно любят приезжать в наш город и выступать в Саратовском цирке имени братьев Никитиных. Потому, что у нас в цирке тепло, уютно, просторно и животным и артистам, а самое главное – в нашем городе самые благодарные зрители. Это и вы, которые бурными аплодисментами встречают и провожают артистов. Покажите, как вы умеете аплодировать.
Здорово! Скоро наш родной город Саратов будет праздновать свой день рождения, поэтому я приглашаю вас в цирк на праздничное представление.