Любовь Архипова
«Зимние явления в природе». Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Тема: Зимние явления природы.
Цель: Расширить и углубить знания детей о зимних явлениях природы, закрепить понимание их особенностей.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Обобщить знания детей о зимних явлениях, таких как снегопад, метель, гололёд и оттепель; расширить словарный запас.
Развивающие задачи:
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление и умение делать выводы.
Воспитательные задачи:
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Погода и природные явления
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формировать у детей бережное отношение к природе, учить видеть красоту окружающего мира.
Словарная работа: Снегопад, метель, гололёд, оттепель, мороз, сугробы, сосульки.
Предварительная работа:
Наблюдение за погодой во время прогулок.
Чтение художественных произведений о зиме (например, «Зима» Ф. Тютчева).
Рисование зимних сюжетов.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением зимних явлений, мольберт, мультимедийная презентация, ёмкости со снегом, карандаши, бумага, мультфильм «12 месяцев».
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?
Дети: Зима.
Воспитатель: А точно ли это зима? Посмотрите за окно: солнышко светит, небо голубое. Может, это весна?
Дети: Нет, на улице мороз, снег лежит, значит, зима.
Воспитатель: Верно! Так давайте скорее согреемся, чтобы нам не замёрзнуть. Соберёмся в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу. Представьте, что каждый из вас — маленький солнечный лучик, а вместе мы образуем яркое зимнее солнце.
«Улыбнусь я себе,
Улыбнусь я тебе
Улыбаться мне не лень,
Улыбаюсь целый день.»
Теперь можно отпустить руки, но тепло останется с нами до конца занятия.
Воспитатель: Молодцы! Зима к нам пришла не одна, а со своими друзьями — зимними явлениями. Мы сегодня познакомимся с ними и узнаем, как они украшают природу.
Основная часть
1. Беседа о зимних явлениях
Воспитатель: Первый друг зимы — это снегопад. Как вы думаете, что такое снегопад?
Дети: Это когда идёт снег.
Воспитатель: Верно. А когда снега выпадает очень много, на земле образуются сугробы. Вам нравится играть в сугробах?
Дети: Да! Можно строить башни, валяться в снегу.
Воспитатель: Второй друг зимы — это метель. Когда дует сильный ветер и поднимает снег, вокруг всё становится белым. Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев», где изображена метель.
Просмотр фрагмента мультфильма.
Вопрос: Какая бывает метель?
Дети: Белая, снежная, холодная, сильная.
Познавательный блок
Декабрь: «Зиму начинает, год завершает». В этом месяце часто бывают снегопады.
Вопрос: Что такое снегопад? (Дети объясняют: это когда снег идёт из облаков.)
Январь: «Середина зимы». Этот месяц самый морозный.
Вопрос: Как появляется иней? (Дети узнают, что иней — это замёрзшая влага, образующая кристаллы на ветвях.)
Февраль: «Вьюги и метели». Последний месяц зимы иногда бывает суровее января.
Вопрос: Что такое метель? (Дети описывают: сильный ветер поднимает снег, всё покрыто белым.)
2. Физминутка
«Зима пришла, принесла мороз.
Массируем плечи — согреваем нос.
Снег летит, сугробы растут,
Скорее на улицу все бегут!»
Раз — рука, два — рука,
Лепим мы снеговика.
Ком большой, потом поменьше,
А наверху — совсем крошечный.
Вот готов снеговичок,
Наш любимый толстячок!
3. Экспериментальная деятельность
Воспитатель приносит снег.
Вопрос: Что произойдёт, если снег оставить в тепле? (Дети наблюдают, как снег тает.)
Дети: Он тает.
Воспитатель: Верно! А если оставить растаявшую воду на улице, что произойдёт?
Дети: Она замёрзнет и станет льдом.
Практическое задание: Перелить растаявшую воду в формочки и вынести на улицу, чтобы она снова замёрзла.
4. Рисование зимних явлений
Воспитатель: Давайте изобразим зимние явления на бумаге. Разделите лист на четыре части. В первой части изобразим снегопад, во второй — метель, в третьей — гололёд, а в четвёртой — оттепель.
Дети рисуют и обсуждают, как передать каждое явление.
Заключительная часть
Рефлексия:
Воспитатель: О чём мы сегодня говорили? Какие явления природы запомнили?
Дети: Снегопад, метель, гололёд, оттепель.
Воспитатель: Вы сегодня отлично поработали! А теперь давайте украсим нашу ёлочку: если занятие было интересным — прикрепите красный шарик, если скучным — синий.
Итог занятия: Дети закрепили знания о зимних явлениях, научились замечать их красоту и важность.