татьяна животовская
Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Наши знакомые — это насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений о разнообразном мире насекомых.
Задачи:
Образовательные: Обобщить представления детей о разнообразии насекомых, выделить их отличительные признаки ( характерные особенности: внешний вид, повадки, среда обитания); совершенствовать навыки творческого рассказывания, речь, мышление; закрепить представление о равновесии в мире.
Развивающие : Развивать творческие способности.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Публикация «Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе „Наши знакомые — это насекомые“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с насекомыми, наблюдения за насекомыми во время прогулок, чтение художественных произведений (стихи, рассказы, сказки, загадки) о насекомых; знакомство с творчеством К. И. Чуковского.
Словарная работа: Пчела, муравей, стрекоза, муравейник, улей, санитары леса.
Материал и оборудование: шапочки на голову; аудиозапись, изображение жука, пчелы, муравья, муравейника, улья; фигурка паука; дидактический материал для игры «Четвертый лишний?»; материал (трава, сосновые иголки, маленькие веточки) для постройки муравейника; нити для паутины; фигурки для фланелеграфа (персонажи сказки «Муха-Цокотуха»).
Ход.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:
Тараканище придумал,
И про муху сочинил.
Мойдодыра, Айболита
В своих сказках не забыл.
И про горюшко Федоры
Всем ребятам рассказал.
Это не Чайковский.
Он – ….
Дети: Корней Чуковский!
Воспитатель: Правильно! Перед вами портрет замечательного детского поэта-сказочника К. И. Чуковского. Вспомните и назовите сказки
К. И, Чуковского.
Ответы детей:
- сказка «Тараканище»;
- сказка «Краденое солнце»;
- сказка «Мойдодыр»;
- сказка «Федорино горе».
- сказка "Муха-Цокотуха"
Воспитатель. Попробуйте догадаться, о какой сказке идет речь.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар,
И купила самовар…
Дети: Сказка «Муха-цокотуха».
Воспитатель: А вы любите путешествия и приключения?
Дети: Мы очень любим путешествовать.
- А я с мамой и папой ездили в лес.
_ А мы с бабушкой ходили в парк.
Воспитатель:
В царство Мухи-Цокотухи
Мы сегодня попадем,
Если нужную тропинку
В сказочном лесу найдем.
Воспитатель. На всякий случай возьмите с собой шапки-невидимки, они помогут нам спрятаться от врагов и поближе подойти к тем, кто нас боится.
Сейчас мы с вами произнесем волшебные слова, которые помогут нам уменьшиться до размера комара.
Воспитатель и дети. Произносят волшебные слова с закрытыми глазами.
Шапки-невидимки, помогите
И размеры наши измените.
1,2,3-начнись, игра!
Сделай нас скорее
Размером с комара!
Воспитатель: Открывайте глаза. Ребята, мы с вами очутились в сказочной стране, где живут сказочные персонажи. Попали мы в мир насекомых- знакомых и незнакомых.
По дорожке мы пойдем,
Посмотрите - чей-то дом.
Шапки-невидимки надевайте,
Чей же домик, угадайте?
Ах, как я люблю цветы,
Просто обожаю!
Вокруг цветка жужжанье
Как важно расписанье
От цветка к цветку весь день
Без устали летаю.
Весь день нектар качаю,
А ночью отдыхаю.
Ответы детей: Это пчела.
Воспитатель: Ребята, а что мы знаем о пчеле.
Дети:-Пчела любит трудиться, она собирает нектар с цветов.
Воспитатель: Вот она какая, славная труженица и кормилица пчела!А что получается из нектара?
Дети: Вкусный, душистый,полезный, лечебный мед.
Воспитатель: А для того, кто заболел, мед-первое лекарство. Кто пил молоко с медом во время болезни?
Лена: Мне мама давала теплое молоко с медом, когда я простыла, у меня был сильный кашель.
Воспитатель. Давайте рассмотрим пчелу. Какая окраска у пчелы?
Дети: Пчелы полосатые, полоска черная, полоска желтая.
Воспитатель. На кого похожа пчела?
Дети: На осу, шмеля.
Воспитатель: Как называется домик пчелы?
Дети: Домик пчелы называется улей.
Воспитатель. Пожалуй, мы не будем снимать шапки-невидимки. Как вы думаете почему?
Дети: Пчелам не нравиться когда их отвлекают от работы, они могут ужалить.
Дети и воспитатель отходят от домика. Воспитатель предлагает детям снять шапки-невидимки и под музыкальное сопровождение отправиться в путь.
(ходьба друг за другом змейкой)
По тропинке мы пойдем,
Посмотрите - снова дом.
Шапки надевайте,
Кто живет там, угадайте?
Он жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А ему жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!
Дети: - Это жук.
Воспитатель показывает изображение жука.
Воспитатель: Если мы будем вежливы, то жук не сделает нам ничего плохого. Давайте снимем шапки-невидимки и поздороваемся с жуком.
Дети приветствуют жука.
Жук: Я виж-ж-жу, вы гости в нашей стране. Зачем пож-ж-ж-жаловали?
Дети: Мы любим путешествовать, хотим увидеть новые места и познакомиться с их обитателями.
Жук: Пропущу, если выполните мое задание, повторите скороговорку.
Жук упал и втать не может,
Ждет кто ж ему поможет.
Дети повторяют скороговорку в разном темпе, несколько раз.
Жук: Ребята, мне очень, поиграйте со мной пожалуйста.
Проводится игра «На лужайке»
На лужайке по ромашке, жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь, низко, низко наклоняюсь.
(Дети имитируют движения жука).
Жук: Молодцы! А ответьте на вопрос, что я люблю кушать?
Дети: Жуки как пчелы едят нектар цветов, любят зеленые, сочные листики.
Жук: Какие вы умные. Теперь я уверен, что вы можете продолжать свое путешествие по нашей стране. Если вы пойдете по тропинке, то успеете на праздник к чудесной гостеприимной хозяюшке Мухе-Цокотухе, только берегитесь злодея!
Дети прощаются с жуком и идут за воспитателем по воображаемой дорожке под музыкальное сопровождение к следующему домику. (ходьба друг за другом, чередуя обычную ходьбу с перешагиванием через предметы)
Воспитатель. Ребята посмотрите то слева, то справа нас обгоняют насекомые. Они несут тяжелую ношу и их очень много.
Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы.
Дети: муравьи.
Воспитатель. Что можно рассказать о муравье?
Дети: Муравей очень маленький, живут большой семьей, домик свой строят сами. Они очень сильные.
Воспитатель: Хорошо, а давайте подумаем, что переносят муравьи на себе?
Дети: Соломинку, листик, кусочки коры от дерева, хвойные иглы.
Воспитатель. Правильно! Недаром муравьев называют санитарами леса. Груз, который может нести муравей, во много раз превышает его собственный вес.
А как называется домик муравьев?
Дети: Муравейник.
Воспитатель: Скоро мы увидим его. Ребята случилась большая беда для муравьев, кто-то разрушил муравейник. Они остались без дома. Давайте поможем построить муравейник.
Дети строят горку-муравейник из травы, веточек, сосновых иголок.
Воспитатель. Муравьи общаются с помощью антенн-усиков. Они благодарят вас за помощь, и советуют нам поспешить. Скоро начнется праздник у Мухи-Цокотухи, но нужно быть очень внимательными, чтобы не попасть в ловушку к злодею.
Дети прощаются с муравьями и продолжают свой путь.
Воспитатель. Смотрите, похоже, мы с вами во владениях разбойника, везде висят паутины. Надо постараться найти его в зарослях и договориться с ним мирным путем.
Дети находят фигурку паука, спрятанную в цветах.
Воспитатель: А вот и он! Кто это?
Дети: Паук.
Воспитатель: Попробуйте с ним договориться, чтобы он пропустил вас.
Дети:Здравствуйте дядя Паук, пропусти нас, пожалуйста, не задерживайте нас.
Паук: Мне, нравится быть вредным. На вашем пути я расставил две паутины, которые подниму, только если вы выполните мои задания, а не выполните – накину на вас свою паутину, и станете вы моими пленниками.
Воспитатель: Не боятся ребята твоих заданий, они с ними справятся.
Паук: Поиграйте со мной в игру.
Игра «Назови насекомое» – игра с мячом.
Описание: Паук бросает ребенку мяч, каждый играющий называет насекомое.
Дети: Муравей, стрекоза, сверчок, кузнечик, пчела….
(в группе находятся подсказки изображения и фигуры насекомых)
Воспитатель: Какие вы молодцы, паук как ребята хорошо справились с твоим заданием.
Паук: Не радуйтесь, с первым заданием вы справились, впереди еще испытание. Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвертый лишний».
Детям предлагаются задания:
1. Заяц, еж, лиса, шмель;
2. Бабочка, стрекоза, медведь, пчела;
3. Таракан, муха, пчела, майский жук;
4. Лягушка, комар, жук, бабочка;
5. Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.
Дети выполняют задание, находят лишнее изображение.
Паук: Какие вы молодцы, хорошо и правильно выполнили задание. Я решил, что больше не буду вредным и плохим, хочу быть как вы хорошим, умным и добрым. Проходите ребята.
Дети прощаются с пауком и продолжают свой путь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами оказались на цветочной полянке, здесь много разных насекомых, вы их узнали?
Дети: Да, мы их узнали.
Воспитатель: Как вы думаете, к кому они все прилетели?
Дети: Насекомые прилетели на праздник к Мухе – Цокотухе.
- Она именинница.
Муха-цокотуха: Ребята, я, приглашаю вас в наш веселый хоровод, повеселиться.
Хороводная игра «Карусель».
Муха – Цокотуха: Спасибо что вы пришли в гости, мы - насекомые хотим с вами дружить.
Дети: Мы тоже будим с вами дружить, будем вас защищать.
Воспитатель:
Подошла к концу прогулка.
Возвращаться нам пора.
Шапки-невидимки, помогите,
Прежние размеры нам верните.
Воспитатель: Понравилось вам путешествовать?
Дети: - Мне было немножко страшно, но интересно.
- Мне все понравилось.
- Мне понравилось выполнять разные задания.
- Я много узнал интересного, знаю что насекомых обижать нельзя.
Воспитатель: Ребята вы все молодцы, я рада за вас. Теперь мы с вами будем бережно относиться к природе. Ведь природа - наше богатство, а насекомые - наши хорошие знакомые.